17 Июня 2010
Современное эффективное производство невозможно представить без автоматизации каждого его этапа, от проектирования до сопровождения уже готового изделия в процессе эксплуатации. Это в полной мере справедливо и для судостроительной индустрии. Однако в силу её специфики, решения, созданные для других отраслей промышленности, не всегда подходят для предприятий, занимающих постройкой судов. Здесь необходима разработка специализированных информационных систем, учитывающих все отраслевые особенности. Одним из ведущих разработчиков таких систем является российская компания Tree Tronix Technology. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с её директором Александром Владимировичем Анхимовым.
- Александр Владимирович, расскажите об истории вашей компании. Когда она была создана? Чем занимается? Кто в ней работает?
- Наша компания была создана в 2002 году. Организовали ее российские корабелы, специалисты в области информационных технологий. Они еще в советское время накопили уникальный опыт автоматизации судостроительных предприятий, реализуя проекты, ставшие основой сегодняшней продукции Tree Tronix Technology. К примеру, версии нашей комплексной информационной системы Tronix и различные её компоненты работают в Невском проектно-конструкторском бюро, в ЦМКБ «Алмаз», на Балтийском заводе и Северной верфи еще с 80—90-х годов.
Сегодня клиенты Tree Tronix Technology – это Морской завод «Алмаз», Ярославский и Хабаровский судостроительный заводы.
В нашей компании работают выпускники ведущих петербургских вузов: Балтийского государственного технического университета («Военмеха»), Санкт- Петербургского государственного Морского технического университета («Корабелки»), ЛЭТИ, ЛИТМО и других.
- Вы занимаетесь автоматизацией в самых разных отраслях. В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности автоматизации в судостроительной промышленности?
- Да, кроме судостроения мы работаем с медициной, есть наработки и в других направлениях.
Судостроительную отрасль отличает её хроническое недофинансирование, серьёзно тормозящее массовое внедрение информационных технологий. Из-за недостатка оборотных средств предприятия сталкиваются с проблемами найма квалифицированного персонала, обновления производственных мощностей, внедрения инноваций, перестройки существующих производственных и бизнес-процессов. Общий кризис отрасли негативно сказывается на любых новаторских проектах, в том числе и касающихся автоматизации.
Ещё одна особенность отрасли – большой объём различной конструкторской, технической и технологической информации (чертежи, ведомости, схемы, спецификации, технологические маршруты, плановые графики, эксплуатационная документация и пр.), которая должна быть структурирована и унифицирована. Сейчас мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда в конструкторском бюро своя информационная система, а на заводе – своя. И это в лучшем случае. Обычно на заводах вообще нет единой системы, а имеются несколько разрозненных программ, обслуживающих потребности структурных подразделений. Часто даже на одном предприятии отделы и цеха обмениваются между собой не электронными, а бумажными документами.
Нужно, чтобы системы КБ и завода «понимали» друг друга и умели передавать и принимать необходимую информацию, минуя «бумажный» носитель. Наконец, отраслевая специфика проявляется в том, что здесь нельзя создать универсальный программный продукт, способный безо всякой адаптации удовлетворить потребности любого судостроительного предприятия. И даже внедрив современную единую информационную систему на конкретном заводе, невозможно решить вопрос автоматизации раз и навсегда. Предприятие живёт, меняется, развивается, работает с различными проектами, а значит и информационную систему нужно постоянно модернизировать. С другой стороны – так как судно – изделие штучное, невозможно задать жёсткие алгоритмы управления производством. То есть, информационная система должна обладать определённой гибкостью. Добиться этого нелегко. К примеру, ориентировочная трудоёмкость, затраченная на производство КИС Tronix, составляет 100 человеко-лет. Или в примерных затратах только на оплату труда ее создателей (считая зарплату одного сотрудника равной 50 000 рублям) – более 2,7 миллиона долларов.
- Другими словами, автоматизация судостроения сопряжена с множеством трудностей. Есть ли, в таком случае, перспективы у этого направления?
- Перспективы, безусловно, есть, иначе бы мы этим не занимались. Ситуация в отрасли тяжёлая, но не безнадёжная. Будем сообща её выправлять.
- Расскажите о ваших разработках, адресованных судостроителям (Tronix, КАРЭ), об опыте их практического применения.
- Tronix – единственный в российском судостроении интегрированный комплекс приложений, предназначенных для проектирования, строительства и поддержки эксплуатации кораблей и судов. Его структуру можно изобразить в виде блок-схемы:
КИС Tronix может взаимодействовать c финансовыми и бухгалтерскими системами 1С, БЭСТ, BAAN, Компас, БОСС; системами планирования и управления проектами Primavera, MS Project, Spider Project; системами САПР и PDM AutoCAD, Tribon, ShipConstructor, SolidWorks, ProEngineer, Unigraphics, Компас 3D, Foran, PDM StepSuite.
Реализованы и работают интерфейсы с оригинальными ИС заводов и КБ: СМП «Севмаш», GoaShipyard, Северного КБ, ЦМКБ Алмаз, Айсберг, Вымпел, НПО Аврора, DND (Индия), ЦТСС.
Сегодня системе Tronix нет равных как по глубине и всесторонности охвата процесса постройки и эксплуатации судов, скорости «доводки» и внедрения, так и по соотношению цена/качество.
Что касается Комплекса автоматизации работ электрочасти (КАРЭ), то основной её особенностью является ориентация на современные аппаратные и программные средства: персональные компьютеры, сетевую архитектуру, системы управления базами данных (СУБД), технологию работы клиент-сервер. В состав системы входит ряд авторских разработок. Во-первых, это технология оптимальной прокладки кабелей по маршрутной сети с учетом различных требований и ограничений. Во-вторых, – встроенный язык описания правил проектирования электромонтажных чертежей со средствами связи с базой данных системы и возможностью отладки в интерактивном режиме. И, наконец, в третьих, система имеет универсальный документатор для получения выходных документов любой сложности.
- Ведет ли ваша компания разработку новых продуктов для судостроения?
- На данный момент мы сосредоточились на выпуске новых версий наших основных программных продуктов и разнообразных дополнительных модулей для них.
- Поделитесь впечатлениями о Форуме «Морская индустрия России».
- «Морская индустрия России-2010» – первый международный судостроительный форум, проведённый в Москве. Конечно, были накладки. Но, с другой стороны, состоялись интересные мероприятия, круглые столы, презентации, позволившие обсудить текущие проблемы, обменяться мнениями, наладить деловые контакты.
- Как вы оцениваете необходимость такого рода мероприятий для отрасли? Планируете ли принять участие в Форуме «Морская индустрия России» в следующем году?
- Безусловно, такие мероприятия необходимы. И, конечно же, компания Tree Tronix Technology обязательно примет участие в «Морской индустрии России – 2011».