16 Мая 2011
Арктический мурманский международный экономический форум вошел в деловую жизнь новой России немногим раньше форума «Морская индустрия России»: осенью нынешнего года он пройдет в третий раз. Расскажите, пожалуйста, с чем было связано его рождение?
Проведение международного экономического форума в Мурманске было обусловлено повышением роли Мурманской области в экономическом развитии Севера России и страны в целом, прежде всего в связи с началом осуществления на территории региона проектов общефедерального и мирового значения. Это освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения со строительством завода и транспортно-технологического комплекса по сжижению и транспортировке природного газа. Это комплексное развитие Мурманского транспортного узла и укрепление транспортной инфраструктуры на арктическом направлении.
По оценкам специалистов, в рамках крупных проектов на территории области объём инвестиций за 8-10 лет может превысить один триллион рублей. Помимо названных, есть и другие очень важные проекты, связанные с освоением новых месторождений минерально-сырьевых ресурсов Кольского полуострова, развитием энергетики и инфраструктуры. Планы их реализации требовали широкого обсуждения и выработки новых подходов в инвестиционной деятельности, включая государственно-частное партнёрство и международное сотрудничество. Эти вопросы стали основными темами обсуждения на пленарном заседании, конференциях и «круглых столах» мурманского экономического форума.
Кроме того, в первом полугодии 2009 года была завершена разработка Стратегии социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 года и программы социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный период. Площадка форума наилучшим образом позволила осенью представить эти стратегические документы российским и зарубежным политикам, управленцам, бизнесменам, инвесторам, экспертному сообществу и предметно их обсудить и оценить в увязке с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России и Северо-Западного федерального округа, предложить ряд поправок и уточнений.
Наконец, немаловажную роль сыграло то, что в 2008-2009 годах Россия председательствовала в Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), полноправным участником которого является Мурманская область. В программе мероприятий в рамках председательства Российской Федерации в СБЕР было предусмотрено проведение во втором полугодии 2009 года традиционного дискуссионного форума деловых кругов Баренцева региона «Баренцево промышленное партнерство» (Barents Industrial Partnership). Совмещение этого мероприятия с Мурманским экономическим форумом стало хорошим решением, послужило расширению числа участников и тематики дискуссий. В работе форума приняли участие министры иностранных дел России, Норвегии, Швеции и Финляндии, что стало наглядным свидетельством повышения эффективности приграничного сотрудничества России с зарубежными странами.
На II Арктический мурманский форум собрались делегации из 9 зарубежных стран и 12 регионов России. Они представляли самые разные сферы экономики и бизнеса. Это можно считать проявлением глобального интереса государств-соседей к Арктической зоне?
…И не только соседей. В последние годы самое пристальное внимание к Арктике начинают проявлять и страны, весьма от нее удаленные. Причины понятны: богатства арктического шельфа, перспективы использования приполярных коммуникаций. Неудивительно, что главными темами обсуждения на втором Мурманском экономическом форуме стали содержание и пути реализации Концепции развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, вопросы глобальной экологической безопасности Арктики и влияния финансового кризиса на развитие приарктических стран.
Надо отметить, что Россия и ее соседи по Баренцеву региону подтвердили хорошее взаимопонимание, добрую волю и умение находить варианты конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества. Пожалуй, наиболее наглядным примером может служить российско-норвежский договор о разграничении пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Документ был подписан, как вы помните, именно в Мурманске в сентябре 2010 года, в канун второго мурманского международного экономического форума, и совсем не давно был ратифицирован парламентами наших стран.
Экономическая направленность мурманского форума была широко отражена в его деловой программе, многих выступлениях как российских, так и зарубежных спикеров. Могли бы Вы оценить реальные перспективы достигнутых на форуме договоренностей (подписанные контракты, протоколы о намерениях…)?
В рамках последнего форума было подписано 15 инвестиционных соглашений о сотрудничестве между правительством региона и крупнейшими российскими и зарубежными компаниями. В частности, партнерские отношения установлены с такими лидерами мировой и отечественной экономики, как «Statoil ASA», «Тоталь Разведка Разработка Россия», ООО «Баренц газ», ОАО «Балтийский Банк», ОАО «Группа компаний «Русское море», ОАО «Группа ЛСР», ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и другими. В результате подписанных соглашений о сотрудничестве объем инвестиций, которые будут вложены в экономику Мурманской области, специалисты оценивают суммой более 120 миллиардов рублей.
Вообще меня порадовали результаты прошлогоднего форума. Первый форум стал определенной отправной точкой. Он запустил процессы, которые, как показала практика, набирают обороты. При этом, конечно, не стоит абсолютизировать прирост цифр и показателей, потому что форумы – это лишь элемент постоянной работы правительства области, направленной на изменение экономической ситуации в регионе, изменение его образа в глазах представителей как федеральной власти нашей страны, так и инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие Мурманской области и северных территорий в целом.
Мурманск является базовым портом по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. Естественным для Арктического форума было обсуждение проблем Северного морского пути – исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике. Что важного, нового было сформулировано, с Вашей точки зрения, на конференции 2-го октября, посвященной этой глобальной теме? В том числе перспектив развития Мурманской области и всей её инфраструктуры…
Самый важный результат обсуждения перспектив развития Северного морского пути (СМП) на конференции 2 октября 2010 года, на мой взгляд, – это четкое понимание необходимости комплексного решения проблем СМП и обязательно при участии государства.
Развитие Северного морского пути неразрывно связано с развитием всей Арктической зоны России. Эффективное использование Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора возможно только при условии комплексного подхода к решению неотложных задач.
Для функционирования и дальнейшего развития СМП необходимо создание нормативно-правовой базы, обеспечение навигационной безопасности на всем протяжении пути, увеличение и обновление парка ледоколов, обеспечение круглогодичной навигации на трассах СМП независимо от степени ледовой обстановки, а также создание базовых и опорных портов с необходимой инфраструктурой для комплексного обслуживания и снабжения судов.
Необходимость комплексного развития Севморпути диктуется также реализацией крупномасштабных проектов в Арктике. Два таких проекта, которые будут способствовать увеличению грузооборота по СМП, реализуются на территории Мурманской области.
Одним из них является проект «Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения». В его рамках в районе поселка Териберка планируется строительство завода по сжижению природного газа и морского терминала по его отгрузке, в том числе и по трассам СМП.
Вторым крупным проектом, который будет способствовать загрузке СМП, является проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Он предусматривает создание глубоководного морского центра по круглогодичной перевалке нефтепродуктов, угля, минеральных удобрений, генеральных грузов и контейнеров. Работа портовой особой экономической зоны, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 800, несомненно, будет способствовать формированию благоприятных условий для строительства новых терминалов.
Таким образом, перспективы развития Мурманской области находятся в тесной взаимосвязи с реализацией вышеназванных проектов, которые, в свою очередь, направлены на развитие Северного морского пути и модернизацию всей транспортной инфраструктуры и хозяйственной деятельности России в Арктике.