Интервью с генеральным директором ОАО «ЦНИИ «Курс», модератором конференции «Арктический шельф – стратегическая ресурсная база Российской Федерации», проходящей в рамках «Дня Арктики» 3-го Международного форума «Морская индустрия России».

15 Мая 2012


Лев Михайлович, вопросам освоения и разработки арктического шельфа на предстоящем Форуме будет уделено большое внимание. В «День Арктики» на Форуме пройдут конференции, круглые столы, состоятся дискуссии и выступления представителей профильных министерств и ведомств, руководителей ведущих предприятий отрасли. Какие проблемы предстоит обсудить?

В целом, эти проблемы отражены в Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом РФ  30 марта 2009г. В документе указывается, что национальные интересы России в Арктике заключаются в использование Арктической зоны РФ в качестве стратегической ресурсной базы, способной в значительной степени обеспечить потребности страны в углеводородных, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья. Не менее важными стратегическими национальными интересами является сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, а также сбережение уникальных экологических систем Арктики, имеющих общемировое значение.

Предусматривается реализация комплекса мер, направленных по защиту национальных интересов РФ в Арктике и способных обеспечить военную безопасность. Акцент делается на создание активно функционирующей системы береговой охраны, опережающее развитие пограничной инфраструктуры Арктической, сил и средств пограничных органов.

Главных целей, основных задач, стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике, в том числе использования Северного морского пути как транспортной магистрали, расширения ресурсной базы Арктической зоны по углеводородам, морепродуктам и развития прибрежной зоны регионов невозможно достигнуть без современного флота и морской техники.

Несмотря на то, что в Основах сформулированы национальные интересы Российской Федерации, главные цели, стратегические приоритеты, основные задачи и меры государственной политики Российской Федерации в Арктике, однако до сих пор не приняты реализующие их стратегические документы и план действий по их реализации.

Обсуждению конкретных мер по реализации основ и будет посвящена организуемая на Форуме дискуссия.

В частности, требует совершенствования федеральное законодательство по Арктике, отсутствует федеральный закон, представляющий в целостном виде правовое обеспечение развития российской Арктики в национальном и международном плане.

Разработанные в министерствах и ведомствах концепции, доктрины, затрагивающие проблемы Арктики, не взаимоувязаны между собой.

Следует отметить,  что не реализуется целый ряд направлений, определенных в Основах:

- формирование парка авиатехники и  рыбопромыслового флота с необходимой для работы в Арктике инфраструктурой,

- формирование системы контроля  за безопасностью судоходства и управления транспортными потоками,

- развитие научно-исследовательского флота для проведения полярных научных исследований.

Поэтому, на мой взгляд, необходимо- и это будет предложено в проекте резолюции Форума:

1.Обеспечить реализацию Основ в полном объеме.

2. Обеспечить принятие «Государственной программы изучения и освоения Континентального шельфа РФ», имея в виду решение двуединой задачи: увеличение добычи нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации и, одновременно, повышение загрузки отечественных машиностроительных (в первую очередь оборонных) и других предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

3. Отражать в бюджете Российской Федерации отдельным разделом все важнейшие проекты освоения Арктической территории России.

4. Обеспечить в полном объеме финансирование ФЦП «Развитие гражданской морской техники» – основного механизма реализации Основ государственной политики в Арктике.                

5.Поручить Минпромторгу России дополнить существующую ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы  специальным разделом «Мероприятия по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей ведущих предприятий судостроения».

6. В целях обеспечения гарантированного участия отечественной промышленности и, в первую очередь, судостроительной промышленности, в реализации проектов изучения и освоения шельфа включить в состав  Государственной программы нормы и механизмы обеспечения гарантированного участия российской промышленности в этих проектах. В частности, можно предложить следующее:

«Каждое инвестиционное соглашение должно содержать раздел, содержащий перечень технико-технологических средств (морские сооружения,  суда, средства инфраструктуры и т.д.) с указанием стоимости закупок и предполагаемых исполнителей (ответственный со стороны государства – Минпромторг России).  Для контроля за реализацией инвестиционных соглашений по каждому из них создается наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета до завершения создания технико-технологических средств входит представитель Минпромторга России».

7. Возобновить работу над проектом Программы раз­ви­тия на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го фло­та Рос­сии, предусмотрев в ней следующие направления (подпрограммы):

  • подпрограмма экспедиционных работ и гармонизации всех видов исследований в Мировом океане и на континентальном шельфе в интересах народного хозяйства и обороны страны в целях исключения дублирования работ;
  • подпрограмма ремонта и модернизации имеющихся судов с достаточным ресурсом;
  • подпрограмма научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в обеспечение создания новых и совершенствования имеющихся приборных комплексов и оборудования для морских исследований;
  • подпрограмма проектирования новых поколений НИС;
  • подпрограмма пополнения флота НИС.

Безусловно, эти предложения будут в ходе проведения Форума дополнены и откорректированы.

Как Вы прокомментируете утверждение, что растущие энергетические потребности России будут покрываться за счет разработок шельфа, за счет освоения месторождений Ямала и Западной Сибири и, соседствующее с ним, мнение экологов о том, что добыча углеводородов на шельфе представляет опасность для природы Арктики?

В этом вопросе Вы затронули две самостоятельные проблемы. Нужно ли идти за углеводородами в Арктику? Это первое. И если идти, то какие последствия, прежде всего экологические, при этом грозят.

Отвечая на первую часть вопроса, должен сказать, что дискуссии на эту тему идут уже не первое десятилетие- с момента обнаружения запасов углеводородов в Арктике. Можно перечислить многочисленные аргументы противников освоения месторождений нефти и газ на арктическом шельфе. От того, что, мол, в России достаточно разведанных месторождений и на материковой части до полного отрицания перспектив добычи углеводородов уже в ближайшем будущем в связи с развитием альтернативных источников энергии, развитием технологий получения углеводородного сырья из угля, сланцев, корнеплодов и т.д. Пугают, что в ближайшем будущем цены на нефть резко упадут.

Однако, хотя бы то, что большинство вооруженных конфликтов последнее время развивалось именно вокруг районов богатых нефтью, говорит об обратном. Яркий пример тому агрессия США против Ирака.

Безусловно, каждый проект должен быть экономически целесообразен. И тут определяющую роль играет пресловутая цена за баррель. К сожалению, никто в мире, ни один выдающийся экономист еще не научился давать достоверный прогноз этой цены не только на годы, но даже и на месяц вперед. И в этом ест действительно серьезные риски. Но эти риски относятся, в равной мере, как к освоению месторождений на шельфе, так и к освоению месторождений, например, на Ямале. Должен сказать, что в 2002- 2003 годах я работал в комиссии о разделе продукции по Приразломному месторождению. Со стороны Правительства. Естественно, и тогда главные споры разворачивались вокруг «цены раздела продукции», т.е. той минимальной цены, начиная с которой «разработчик» месторождения начинал делиться с государством. Так вот, тогда государства предлагало установить в качестве такой цены установить цену 18 долларов за баррель, предполагаемый инвестор соглашался только на 21 доллар за баррель. Естественно, что при этой цене- 21 (двадцать один)  доллар за баррель- он считал реализацию проекта выгодным для себя.

Что касается вопросов экологии, это безусловно один из важнейших вопросов при освоении арктического шельфа. И, безусловно, любой проект должен соответствовать всем необходимым требованиям в этом отношении. В рамках Федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы»  проводится целый комплекс работ по созданию – аппаратура контроля состояния экологии и защиты морской среды. Ряд из этих разработок будет представлен в рамках экспозиции Международного Форума МИР. Важно, чтобы эти разработки оказались востребованными при разработке и создании морской техники на шельфе.

Не считаете ли Вы, что ввод в эксплуатацию ледовой платформы на месторождении «Приразломное», по примеру Канады или Норвегии, преждевременен? Не секрет, что Россия в вопросах соблюдения технологий безопасности отличается от многих западных стран. Об этом, видимо, говорит авария на «Кольской»?

Освоение углеводородных богатств Арктики – единственная возможность решить энергетические проблемы человечества в будущем. На арктическом шельфе содержится до 30% мировых запасов газа и 13% мировых запасов нефти. Добыча нефти и газа на шельфах арктических морей создаст для России в перспективе возможность стать крупнейшим экспортером ресурсов на мировой рынок.

Однако, безусловно, как сложнейшие инженерные сооружения, объекты морской техники на шельфе являются источником повышенной техногенной опасности.

Эти опасности чрезвычайно велики, и нельзя их замалчивать. По некоторым оценкам возможные потери от одной крупной аварии могут достигать до 10 млрд. $, что сопоставимо со ожидаемым доходом государственного бюджета от освоения шельфа до 2020 г.

Обращаясь, опять же, к Федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы», следует отметить, что российскими предприятиями в рамках этой программы разработан целый ряд комплексов, призванных обеспечить безопасность эксплуатации морских сооружений на шельфе. Это: 

- оборудование сбора и передачи информации об обстановке в акватории;

- приборы и системы мониторинга состояния подводных сооружений и газо – нефтетрубопроводов;

- системы наблюдения и защиты морских охраняемых зон от несанкционированного доступа к ним;

и др.

Ряд комплексов находятся в разработке или предполагаются к  разработке.

Минэнерго, Минприроды с участием нефтегазовых компаний и компаний, осуществляющих транспортировку углеводородного сырья, целесообразно было бы совместно с Минпромторгом разработать программу мероприятий по внедрению и реализации отечественных разработок, в области обеспечения безопасности транспортировки углеводородного сырья, строительства и эксплуатации морских подводных магистральных трубопроводов и добывающих комплексов

Однако, решение этого вопроса требует системного подхода. На одном из своих заседаний Морская Коллегия при Правительстве Российской Федерации сформировала концепцию комплексной безопасности объектов морской техники на шельфе. Однако эта концепция не реализуется в полной мере.

И, на мой взгляд, безусловно такие масштабные проекты- в организационном, технологическом, финансовом плане, должны в обязательном плане проходить независимую экспертизу. Большая роль в решении этих задач может принадлежать недавно созданному Экспертному совету по Арктике и Антарктике при Председателе Совета Федерации, одной из задач которого является участие в экспертизе крупных российских и международных проектов, направленных на реализацию главных целей государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Безусловно, и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации необходимо обеспечить представление на рассмотрение и экспертизу крупных проектов в морской деятельности на Научно-экспертный совет Морской коллегии.

Готова ли Россия к Штокмановскому мегапроекту?

С точки зрения производственно- технологической, на мой взгляд, российская промышленность, в первую очередь судостроительная промышленность, имеет достаточно твердую основу для реализации этого проекта. Безусловно, с каким- международным участием. Для нас – представителей промышленности- главный вопрос- это степень этого участия.

Примеры всех – на сегодняшний день всех – стран добывающих углеводороды на шельфе, говорят о том, что освоение шельфа проводится на базе развития собственной индустрии создания оффшорной техники. И Россия не должна стать исключением из этого правила.

Если десять- пятнадцать лет тому назад, обращаясь к этой теме, я приводил пример Норвегии, где с открытием углеводородов на шельфе был взят твердый курс обеспечить их освоение на базе развития собственной промышленности. В результате сегмент промышленности связанный с созданием оффшорной техники стал одним из крупнейших в стране.

Сегодня я уже привожу в пример стран Африки. Когда, например,  в Анголе открыли месторождение углеводородов на шельфе, было принято решение  осуществлять их разработку с помощью судов типа FSPO (Floating Production, Storage and Offloading). Примерно такие же суда предполагается строить и для освоения Штокмановского месторождения (правда, естественно, ледового класса).

Когда в Ангольское правительство пришли предполагаемы инвесторы, им сказали: «Да, мы согласны с Вашими предложениями, но суда будем строить в Анголе». «Но у Вас нет верфей». «А Вы постройте». «Но у Вас нет технологий». «А Вы передайте». «Но у Вас нет кадров» «А Вы обучите» и т.д.

В результате, в Анголе построена современная верфь PAENAL yard Angola в г.Порту- Амбоим. Это в 300км к югу от г.Луанда. Верфь основана как совместное предприятие государственной нефтяной компании Sonangol и голландской компании SBM Offshore для создания элементов верхних строений FPSO и интеграции FPSO в целом. В 2010 году 30% акций приобрела Южнокорейская компания DSME.

В настоящее время верфь полностью готова к постройке техники освоения шельфовых месторождений и осуществила постройку пяти судов (FPSO Kuito, FPSO Xikomba, FPSO Sanha, FPSO Mondo, FPSO Saxi Batuque). Стоимость одного такого судна около 1 млрд.$.

Исходя из этого, говоря о готовности (со стороны промышленности) к  освоению Штокмановского месторождения, я вынужден сказать      : в отличие от Анголы у нас есть и верфи, и технологии, и кадры. Однако в отличие от Анголы у нас нет государственной промышленной политики.

Каковы перспективы международного сотрудничества в строительстве ледовых платформ?

Затраты на освоение шельфовых месторождений – геологоразведочные работы, обустройство и разработка, примерно в семь-восемь раз больше, чем на суше. В современных экономических условиях, освоение большинства крупных нефтегазовых месторождений на шельфе и склонах морей, осваивается создаваемыми консорциумами, состоящих их нескольких компаний. Консолидация усилий нескольких компаний, наиболее актуальна для стран, ведущих геологоразведочные работы и добычу углеводородов в условиях Арктики. Разработка нефтегазовых месторождений на шельфах в высоких широтах, связанна с большими рисками. И для минимизации этих рисков, во всём мире привлекаются национальные и транснациональные компании, располагающие необходимыми технологиями и возможностью достаточного инвестирования средств в такие проекты.

Вступление России в ВТО еще более подталкивает к совместным проектам.

И такие проекты уже существуют (Газпром, ОАО "ЛУКОЙЛ") имеют соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в соответствии с которым стороны будут развивать взаимодействие, в том числе в таких областях, как геологоразведка, разработка месторождений, экология северных морей и территорий, развитие технологий и оборудования для транспортировки углеводородов

Поэтому международное участие неизбежно. Однако, исходя из ответа на предыдущий вопрос, повторюсь- главное – это рациональная степень этого участия.

Насколько остро в настоящее время стоит проблема глобальной конкуренции за контроль над Арктикой?

Безусловно, там где обнаружены какие- либо ресурсы, там возникает конкуренция. И чем больше этих ресурсов, тем острее конкуренция.

Не случайно, что до сих пор не решены вопросы о границах Арктического шельфа. Хотя, по мнению некоторых авторитетных юристов в области морского права, необходимо было отстаивать те границы в Арктике, которые мы привыкли видеть на карте Советского Союза. С их точки зрения, такая позиция полностью соответствовала бы нормам международного права.

Наряду с политическими аспектами, мы видим усиление и военной составляющей в Арктике у наших соседей по Северному Ледовитому Океану.

В частности, известен доклад Национального исследовательского совета США Конгрессу США о необходимости усиления присутствия американских ВМС в Арктике в части  открытия доступа к 2030г. к арктическим углеводородным ресурсам.

Наверное, и Российской Академии наук нужно дать оценку этому докладу из-за глобального потепления, внести соответствующие коррективы в национальную морскую политику.

Каковы основные особенности третьего Международного Форума Мир, Ваши ожидания от предстоящих мероприятий Форума?

Благодаря усилиям Выставочной компании «Мега Экспо» – организатор Международного морского форума «Морская индустрия России» и ее руководителя Т.Озимук, Форум превратился в ведущую площадку для демонстрации достижений в морской индустрии, местом дискуссий ведущих специалистов всех отраслей морской деятельности.

Что касается очередного Форума, ( на ряду с уже традиционными мероприятиями, такими как конкурсы на лучшее техническое решение в морской деятельности, конкурс «Элита судостроительной промышленности и др.) я бы выделил три особенности.

Первое, это то, к чему относились предыдущие вопросы. Впервые проводится специализированный «день Арктики».

В современных условиях значительная часть ВВП России формируется за счет арктических территорий. Эта доля будет неуклонно увеличиваться в результате освоения природных ресурсов. Будет возрастать объем перевозок по Северному морскому пути.  Все это потребует законодательных и других решений для обеспечения новых экономических, социальных и политических процессов.

И я надеюсь такие решения будут выработаны в ходе проведения «Дня Арктики».

Второе.  В рамках экспозиции Форума будет развернута в качестве самостоятельного раздела «выставка достижений» по Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы ». утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008г. №103.

В рамках программы разработаны концептуальные проекты по основным типам судов:

- морские транспортные суда (газовозы, танкеры, сухогрузы);

- промысловые суда рыбодобывающие и обрабатывающие;

- транспортные смешанного «река-море» плавания суда;

- ледокольные суда, в том числе атомные;

- служебно-вспомогательные суда (буксиры, спасательные);

- малотоннажные суда и катера различного назначения;

- плавучие и стационарные буровые установки;

- суда снабжения и обслуживания морской добычи на шельфе (трубоукладчики, нефтесборщики, кабелеукладчики);

- научно-исследовательские суда (морской геологоразведки, гидрографии, гидрометеорологии, океанологии);

- подводные аппараты (обитаемые и необитаемые, автономные и  неавтономные)  для обеспечения подводных и водолазных работ,разработаны морские приборные комплексы, системы управления, образцы судового комплектующего оборудования.

Все это будет представлено на выставке, в том числе и в виде натурных образцов.

За три года реализации программы  создано достаточно много и ждет своего потребителя.

В прошлом году, Минобрнауки России опубликовало рейтинг федеральных целевых программ, в котором  Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» заняла первое место.

Однако имеются препятствия на пути нормального процесса внедрения достигнутых результатов.  Из-за недостатка заказов часть работ вынужденно заканчивается техническими проектами с макетными образцами вместо стандартного завершения ОКР изготовлением и испытаниями опытных образцов.

Эти проблемы будут обсуждены на Форуме, в т.ч. в ходе пленарного заседания.

И. наконец, третье. Впервые, организаторы внесли в программу Форума «гуманитарную часть». Будет развернута выставка ведущих российских художников- маринистов, будет проведен круглый стол «Литература и искусство в морской деятельности», в котором примут участие ведущие российские писатели, литераторы, художники, деятели искусства, чье творчество связано с морем. Модератором этого круглого стола будет выдающийся государственный деятель, лидер «Общероссийского движения в поддержку флота» (которому недавно исполнилось 20 лет) М.П.Ненашев.

Что касается ожиданий, то я уверен, что итоги Форума внесут существенный вклад в развитие морской деятельности России.

Я уже упоминал, что по результатам предыдущих Форумов принимались соответствующие резолюции. Если посмотреть, как реализуются положения прошлогодней резолюции, то (как это не удивительно) многое оказалось реализовано.

Принят Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства». По оценкам, Закон существенно облегчил фискальное бремя для судостроителей, освободив их от ряда налогов. Появилась возможность экономить от 15% до 18% от стоимости контракта и благодаря этому конкурировать с зарубежными верфями. В свою очередь судоходные компании получили возможность экономить от 5% до 11% всех расходов. В результате время возврата средств, затраченных на покупку судна, сократился на срок 8 – 12 лет, то есть стало возможным говорить о реальной окупаемости.

Мы говорили о лизинге, и в прошлом году ОСК реализован на основе государственно- частного партнерства лизинговый проект по строительству более десятка судов типа «река- море».

Наметился существенный рост заявок на строительство судов на отечественных верфях.

И т.д.

Я далек от мысли, что эти позитивные перемены осуществились только благодаря нашей резолюции, но свой вклад «коллективный разум» участников форума в решение этих проблем безусловно внес.

Для участия и добавления комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь в системе