До открытия Форума осталось
45 дней 2 часа 56 минут
27 Февраля 2015
Интервью заместителя Губернатора Мурманской области Г.И. СтратияМурманск - территория арктических технологий
28 Января 2015
В адрес организаторов Форума поступило приветствие Гутенева В.В. , первого заместителя Председателя Союза машиностроителей России
15 Января 2015
Правительство Российской Федерации направило в адрес V Международного Форума «Морская индустрия России» приветственное письмо.
18 Мая 2010
17 мая в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная Международному Форуму “Морская индустрия России” (МФ «МИР»). В пресс-конференции приняли участие: заместитель директора Административного департамента Правительства РФ, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ, вице-адмирал Александр Леонидович Балыбердин, заместитель директора Департамента судостроения Министерства промышленности и торговли РФ Андрей Александрович Курасов, генеральный директор ЦНИИ «Курс» Лев Михайлович Клячко, советник генерального директора по государственно-частному партнерству ФГУ «Ространсмодернизация» Виталий Вячеславович Максимов, PR-директор форума «МИР» Надежда Витальевна Кузьмина.
А. Л. БАЛЫБЕРДИН: Морская коллегия при Правительстве РФ координирует работу федеральных органов исполнительной власти по всем вопросам, связанным с морской деятельностью, а это, прежде всего, реализации политики России в области грузоперевозок по морю, развития морских портов, арктического региона, внутренних водных путей. Для нашей экономики, для развития ее ведущих отраслей, прежде всего нужны инновационные проекты и заказы в области судостроения.
Сегодня наша судостроительная промышленность занята, главным образом, постройкой военных кораблей, однако она способна производить и гражданские суда, отвечающие требованиям самых взыскательных заказчиков. Главное – создать условия для отечественных судостроителей и заказчиков, которые позволили бы им осуществлять весьма дорогостоящие проекты с длительным сроком возврата вложенных средств.
Так или иначе, если государство заинтересовано в развитии своей промышленности, мы будем развивать судостроение. Последние решения и Президента РФ, и Председателя Правительства России касаются развития как технологической основы судостроения, так и подготовки нормативно-правовой базы, которая должна стимулировать заказчиков. Нельзя строить суда просто так, надеясь, что их кто-нибудь купит. У каждого судна должен быть заказчик, интересам и требованиям которого оно должно отвечать. Следовательно, развитие отечественного судостроения невозможно без роста числа заказов на наших верфях. А значит, мы должны сделать постройку судов в России привлекательной. Итоги работы Форума будут рассмотрены на очередном заседании Морской коллегии в Воронеже в начале июля.
А. А. КУРАСОВ: Форум «Морская индустрия России» очень нужен российской промышленности и судостроению. Сегодня судостроение – одна из мобильных, развивающихся отраслей, даже в период кризиса она выросла на 30 процентов. Это связано, в первую очередь, с развитием гражданского судостроения. Одна из основных целей, которая стоит перед отраслью – удовлетворение спроса российских заказчиков: «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла», «Совкомфлота» и пароходств. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество с руководством компаний-заказчиков на Форуме.
Л. М. КЛЯЧКО: Деловая программа Форума «МИР» включает в себя проведение четырех «круглых столов» по разным направлениям: перспективам и новому конкурентоспособному облику судостроительной отрасли России, высокотехнологичным проектам в судостроении, развитии рыбопромыслового флота и гражданского приборостроения. Надеюсь, что в ходе этих «круглых столов» будут выработаны предложения по дальнейшему развитию судостроительной промышленности.
В последние годы Правительством РФ, Морской коллегией, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации приняты серьезные меры по поддержке российского судостроения в законодательном и финансовом плане. Разработана и утверждена стратегия развития отрасли. Действует федеральная целевая программа развития гражданской морской техники, появились в бюджете РФ статьи по субсидированию части расходов по уплате процентов по кредитам. Были проведены также мероприятия по интеграции научного и производственно-технологического потенциала – создана «Объединенная судостроительная корпорация».
Тем не менее, часть проблем еще только предстоит решить: это и нормативно-правовые вопросы, и состояние основных производственных фондов. Главная государственная задача – обеспечить платежеспособность и спрос на продукцию судостроительной промышленности. Три года назад лишь 5,7 процента морской техники по заказам российских потребителей изготавливались на отечественных предприятиях. Исправить ситуацию был призван Закон о втором реестре, однако, по итогам прошлого года оказалось, что российские потребители практически не размещали заказы на морскую технику у себя в стране. А от того, какими темпами идет строительство судов – и гражданских в том числе, напрямую зависит и развитие морского приборостроения.
Все эти вопросы мы и будем обсуждать на Форуме «Морская индустрия России».
Подготовлен проект резолюции Форума, касающийся мер, необходимых для технического перевооружения научно-исследовательской базы, реализации инновационных проектов, развития организационно-структурных преобразований, сохранения и укрепления кадров, нормативно-правового обеспечения. Все это должно способствовать решению сформулированной в Стратегии развития отрасли задачи: увеличить присутствие России на мировом судостроительном рынке с 2% до 5%.
В. В. МАКСИМОВ: «Ространсмодернизация» занимается реализацией федеральной программы модернизации транспортной системы России. В частности, мы являемся государственным заказчиком по программе развития комплексных проектов, которые реализуются на принципах государственно-частного партнерства. Подавляющая часть программы касается морских и речных портов. В рамках форума мы выступили организаторами круглого стола «Государственно-частное партнерство при реализации проектов в морском и речном транспорте», в рамках которого планируем детально обсудить планы государства по реализации данных портовых проектов, дать слово представителям государства, регуляторов рынка, частных инвесторов и регионов.
Н. В. КУЗЬМИНА: Организаторы Форума объявили об учреждении конкурса для журналистов. В процессе подготовки Форума мы тесно контактировали с прессой. В результате стало понятно, что большая часть общественно-политических, деловых, электронных СМИ недостаточно информирована о сегодняшнем состоянии судостроительной отрасли, ее проблемах, достижениях. А значит, привлечь внимание к морской теме – очень важно. Ведь судостроение – это не просто корабли, это работа множества смежных отраслей. В этой сфере есть масса тем, в том числе и социальных, которые были бы интересны общественности. Положение о конкурсе будет опубликовано после завершения форума. Конкурс стартует 15 июня этого года.
ВОПРОС: Существует ли в российском флоте грузо-пассажирский корабль, сопоставимый с лучшими мировыми аналогами?
Л. М. КЛЯЧКО: Стратегия развития судостроительной промышленности определила ниши, в которых Россия может и должна конкурировать с зарубежными производителями. Однако в строительстве крупнотоннажных судов массовой постройки Россия в ближайшем будущем с Южной Кореей, Китаем конкурировать не сможет.
А. А. КУРАСОВ: Все гражданское судостроение во времена СССР было сосредоточено на Украине и в странах СЭВ, в России не строили такие суда. Сложная морская техника – вот наша основная задача. Задача строить большие пассажирские суда не стоит. Но есть в программе проекты речных пассажирских судов вместимостью до 200 человек.
ВОПРОС: Какие практические меры будут предприниматься для развития судостроительной отрасли?
А. Л. БАЛЫБЕРДИН: Предусмотрены налоговые и другие преференции для тех, кто строит суда на российских верфях и эксплуатирует их затем под российским флагом. Но этот процесс только набирает обороты. С такими капиталоемкими отраслями, где на создание конечного продукта требуется несколько лет и привлечение огромного количества специалистов и ресурсов, нельзя надеяться, что рынок всё отрегулирует. Мы должны развивать те отрасли, в которых есть потребность на внутреннем рынке, прежде всего. Например, в некоторых регионах речной транспорт – единственный, связывающий населенные пункты, поэтому необходимо его развивать. На зарубежный рынок со своим судостроением мы пока выйти не готовы.
ВОПРОС: Ваш прогноз по объему судостроительных контрактов на российских верфях?
Л. М. КЛЯЧКО: Есть объективные потребности со стороны потребителей морской техники, есть объективные возможности со стороны отечественных производителей. Но до сих пор эти плоскости пересекались весьма слабо. Поэтому нужна директива, предписывающая государственным компаниям приобретать отечественную технику.
Сейчас разрабатывается программа освоения шельфа. До 2020 года нужно построить более 20 платформ на северном шельфе. Одна платформа – около 1 миллиарда долларов. Потенциально эти деньги может получить отечественное судостроение. Но надо, чтобы эта возможность стала реальностью.
А. Л. БАЛЫБЕРДИН: Сейчас по поручению Президента РФ разрабатывается проект федерального закона о государственной поддержке судостроения и судоходства, эти два процесса неразделимы. Очень многое будет зависеть от того, в каком виде этот закон будет принят, он может стать очень важным стимулом.
ВОПРОС: Каким образом организуется государственно-частное партнерство в морской индустрии?
В. В. МАКСИМОВ: Принцип, на котором сейчас организуется строительство наших новых портов – по объекту инвестирования. То есть, выделяются наиболее дорогостоящие объекты инфраструктуры, в которые федеральный бюджет напрямую инвестирует средства. Проводится соответствующий конкурс. Далее определяются объекты, в которые инвестирует субъект федерации. Ну и остаются частные инвесторы, вкладывающие, в основном, во всевозможные терминалы.
© Морская индустрия России, 2009-2010. Все права защищены.
Разработка сайта: “Идеологические бизнес-проекты”
Дизайн Валентины Ивановой.