Вестник Форума

Дневник форума


КОГДА РОССИЯ БУДЕТ СЛАВИТЬСЯ СВОИМИ ДОРОГАМИ?! - интервью с руководителями ФГУ «Ространсмодернизация»

20 Апреля 2010

Активное внедрение государственно-частных программ позволяет с оптимизмом строить планы на модернизацию российской транспортной инфраструктуры. На сегодняшний день весьма актуальной стоит проблема конкурентоспособности российских портов.

На вопросы нашего журналиста, связанные с этой проблематикой, отвечали руководители ФГУ “Ространсмодернизация”: Генеральный директор – Игорь Юрьевич Зяблицкий и Советник генерального директора по государственно-частному партнерству, кандидат экономических наук Виталий Вячеславович Максимов.

В ведении Министерства транспорта РФ вся транспортная инфраструктура страны. Продолжая разговор о проработке подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг», которую осуществляет ФГУ «Ространсмодернизация», хотелось бы узнать больше о проектах, связанных с морской тематикой, поскольку реализация разработанной на государственном уровне Стратегии развития судостроительной техники России вступила в свою активную фазу.

Игорь Зяблицкий Игорь Зяблицкий: Морская и речная составляющая в наших комплексных проектах довольно значительна. Среди основных проектов, например в Азово-Черноморском бассейне, хотел бы отметить: развитие Новороссийского транспортно узла, создание сухогрузного района морского торгового порта Тамань, развитие мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт». Введение в строй этих портов позволит нам сделать серьезный социально-экономический и политический шаг в этом регионе, повысить конкурентоспособность российских портов, откроется возможность переваливать всю номенклатуру экспортных российских грузов. Мы понимаем всю важность этого региона и прикладываем значительные усилия по эффективной реализации этих проектов.

Социально-экономическая развитость данного региона и оптимистические прогнозы грузопотоков, формируют положительный баланс и добавляют привлекательности для частных инвесторов, позволяя рассчитывать на увеличение объемов привлеченных внебюджетных средств.

Я планирую в рамках Форума «Морская индустрия России» выступить с докладом на круглом столе «Государственно-частное партнерство при реализации инвестиционных проектов в морском и речном транспорте. Портовые особые экономические зоны» 21 мая 2010 г., где расскажу об особенностях этих и других наших проектов более подробно.

Создание современных высокотехнологичных морских и речных портов является для Вашей организации одним из приоритетных направлений. Насколько известно, он охватывает самые полярные регионы России – от востока до запада. Учитывая насущную важность в скорейшей модернизации наших основных морских портов, имеется ли некий план-календарь введения в строй таких транспортных узлов, как «Мурманск», «Новороссийск», «Тамань», «Ростов», «Восточный – Находка»? Ведь каждый из них – это огромный комплексный проект.

И.З.: Наши проекты в реализации разделены на два основных этапа: (1) разработка проектной документации, затем – разработка рабочей документации и строительство. Этап эксплуатации пока оставим в стороне. Во всех проектах мы сейчас находимся на первом этапе, разработка документации по которому ведется в соответствии с государственными контрактами и утвержденными план-графиками. Общие сроки второго этапа сейчас известны довольно точно, однако они будут еще детализироваться по итогам первого этапа.

Самым сложным моментом в реализации наших проектов является синхронизация деятельности сторон проекта – государства (РФ, регионы, муниципалитеты) и частных структур, направленные на одновременный ввод построенных объектов в полнообъёмную эксплуатацию, без простоя и задержек. На это у нас сейчас направлены основные усилия.

И, конечно, бюджетная эффективность государственных средств. Мы в постоянном режиме работаем над структурированием наших инвест-проектов таким образом, чтобы повысить их инвестиционную привлекательность для частного бизнеса, позволяющую государству не только прогнозировать большую эффективность на вложенные средства, но и привлекать внебюджетные источники в большем объеме.

Общая стоимость этих проектов, реализуемых в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг», указанных федеральных программ, составляет более 450 млрд. рублей. В общем, это весьма значительная цифра. Каково в ней соотношение государственного капитала к частному? Каковы Ваши рекомендации/мнение как специалистов в области внедрения программ государственно-частного партнёрства?

И.З.: По сравнению с автодорожной отраслью, где соотношение доходит до 80% государственных средств и 20% – частных, в наших комплексных инвестиционных проектах морских транспортных узлов ситуация значительно лучше – в среднем 50% на 50%. А общемировые тенденции следующие – за счет качественной подготовки проектов, формирования понятного механизма возврата вложенных средств для частных инвесторов, прозрачных конкурсных процедур, возможно практически полное замещение государственных бюджетных средств частными. Понятно, что это невозможно сделать мгновенно, но мы к этому стремимся.

Что касается государственно-частного партнёрства, то хочу с удовлетворением отметить, что частные инвесторы вкладывают средства в проекты в соответствии с утвержденными планами и, несмотря на кризис, по многим из них идут даже с опережением графиков освоения средств. Это свидетельствует о том, что институт государственно-частного партнёрства сформировался и частный бизнес доверяет государству в реализации совместных проектов.

ФГУ «Ространсмодернизация» взяла на себя ответственность за концептуальное и реальное воплощение проектов транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства. Что нового в этой сфере на сегодня? Есть ли какие-то позитивные подвижки по внедрению этой формы бизнес-взаимодействия?

Виталий Максимов Виталий Максимов: На мой взгляд, основным позитивным моментом является то, что ГЧП уже не путают с ГКЧП даже в регионах, понимая его нужность и значимость, однако механизмы и процедуры практического использования часто вызывают большие затруднения. Мы знаем об этом не понаслышке, поскольку в каждом нашем проекте мы тесно работаем с региональными и местными исполнительными органами, выполняя соответствующие разделы проекта. Поэтому уже длительное время ФГУ «Ространсмодернизация» ведет активную образовательную и популяризаторскую деятельность в области ГЧП в Москве и регионах. Например, в ближайшее время с Центром ГЧП Внешэкономбанка намечено проведение совместного семинара в г. Чебоксары по практическим аспектам реализации региональных проектов.

В целом же можно констатировать, что существующий механизм ГЧП в нашей стране является уже вполне работоспособным, выполняя свою задачу – объединить государство и бизнес на понятных условиях. И бизнес, который по своей целевой функции должен быть активным, имеет сейчас возможность инициировать совместные проекты. При этом Правительство РФ также не остается в стороне, достаточно лишь вспомнить о широко обсуждаемом факте предоставления федеральных государственных гарантий по инфраструктурным облигациям по автодорожным концессионным проектам, существенно облегчившим для концессионера процесс привлечения заемных средств.

Хотел бы сказать и о нашем участии в составе Экспертного совета по законодательству о государственно-частном партнерстве при Комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству, направленном на дальнейшее улучшение законодательного климата в России вокруг ГЧП, для чего Советом был подготовлен Модельный закон субъекта Российской Федерации, ряд изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Все это, я полагаю, будет способствовать дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству государства и бизнеса, направленному на социально-экономическое благополучие нашей страны.

Чем интересно частному капиталу, потенциальным инвесторам деловое сотрудничество с государством? В чем его особенность и механизмы?

В.М.: Основной интерес бизнеса в проектах ГЧП конечно коммерческий. При этом, получая большую предсказуемость формирования доходной составляющей на достаточно длительный срок реализации проекта, частный инвестор готов к меньшей ежегодной рентабельности. Речь не идет о том, что все коммерческие риски перекладываются на плечи государства, нет, и даже наоборот, каждая из сторон управляет той группой рисков, которой она может это делать более эффективно. Причем справедливое, эффективное распределение рисков выгодно обеим сторонам – эти снижает стоимость проекта, повышая при этом его бюджетную эффективность. Трудно представить, что с политическими рисками или рисками государственного тарифообразования частный инвестор может справиться лучше государства. Поэтому, если в результате заключенного соглашения частная компания и возьмется за управление такими рисками, то только после соответствующей «платы за риск», ложащейся на затраты проекта.

Поэтому вопрос оптимального распределения рисков достаточно сложен, и, кроме практического аспекта, он несет в себе и научно-методологическую составляющую. В этой связи ФГУ «Ространсмодернизация» планирует проведение ряда научно-исследовательских работ, посвященных данной проблеме.

Чем в реализации проектов, связанных с созданием морских мультимодальных транспортных узлов, может помочь работа предстоящего Международного Форума «Морская индустрия России»?

И.З.: Мы всегда пытались сделать свою деятельность максимально прозрачной с тем, чтобы используемые нами подходы к подготовке и проведению инвестиционных конкурсов были действительно эффективны и прогнозируемы. Поэтому, и здесь, в рамках Форума «МИР», мы планируем рассказать о наших последних проектах, и получить «обратную связь»: вопросы, замечания, предложения. Кроме того, ФГУ «Ространсмодернизация» позитивно относится к новым идеям, особенно инновационного развития сферы инфраструктурных проектов, исходящих от участников Форума, и лучшие из них будут опробованы нами на практике.

Также мы рассчитываем в рамках Деловой программы увидеть активную заинтересованность в наших проектах со стороны частных инвесторов. Мы готовы детально обсудить структуру проектов, возможности и принципы их участия, ответить на все интересующие вопросы.

В рамках Деловой программы Форума «МИР» Ваша организация готовится провести «круглый стол», где планируется обсудить важнейшие для судостроительного дела темы: формирование эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса, привлечение частных инвестиций в федеральные и региональные портовые проекты, помощь в развитии межрегиональных и международных деловых контактов, кооперация предприятий судостроительного комплекса в современных сложных экономических условиях, развитие особых экономических зон портового типа. Каков формат данного мероприятия? Какие компании Вы ждёте к обсуждению этих вопросов?

И.З.: Данный «круглый стол» мы планируем провести скорее в формате свободного общения специалистов, нежели «докладчик-слушатель». Мы постараемся даже уйти от такого рудимента как трибуна, и общаться в большей степени на равных, открыто обсуждая наболевшие проблемы участников. Планируется краткие 5-7-минутные выступления экспертов по отдельным проблемам, далее – общее обсуждение поднятого вопроса, поиск эффективных путей решения. Полученные результаты Круглого стола мы хотели бы также использовать и в своей работе. ФГУ «Ространсмодернизация» придерживается принципов открытости в своей повседневной деятельности, привлекая экспертное сообщество в качестве консультативных органов, однако формат деловых мероприятий представляет дополнительную площадку, давая интересный отклик, в том числе образовательного характера, которым, в последнее время мы уделяем все большее внимание.

Перечень приглашенных компаний достаточно широк. Это органы государственной власти федерального и регионального уровней, муниципальные образования, банки, страховые и финансовые компании, проектные институты, производители оборудования и поставщики услуг, многие другие. Это сделано для того, чтобы осветить поднятые вопросы с различных точек зрения и под различным углами, для формирования у участников комплексного понимания существующего механизма государственно-частного партнерства, его национальных особенностей, перспектив развития.

Мы приглашаем всех принять активное участие в круглом столе «Государственно-частное партнерство при реализации инвестиционных проектов в морском и речном транспорте. Портовые особые экономические зоны» 21 мая 2010 г., формируя своим участием будущее страны, ее транспортную инфраструктуру.

Для участия и добавления комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь в системе