08 Мая 2014
Интервью модератора круглого стола «Современное состояние и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г.», директора и главного конструктора ОКР КБ «Восток» ОАО «ЦТСС» Д.Е. Гармаша
В:
«Рыбохозяйственный комплекс – тема, затрагивающая интересы не только узких специалистов, но и конечных потребителей. На сегодняшний день среднедушевое потребление рыбы населением России отстает от мировых показателей (а это – один из показателей/индикаторов Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса»). При этом наша страна обладает самым большим количеством водных биологических ресурсов. В чем заключается проблема?»
Д.Г:
Проблема заключается в самом рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации, как это не банально звучит. Точнее, в его нынешнем состоянии. Для иллюстрации используем некоторые показатели из официальных данных Росрыболовства:
- объем вылова водных биоресурсов в 2012 г. – 4 116,5 тыс. тонн;
– экспорт рыбопродукции и водных биоресурсов в 2012 г. составил 1 672,4 тыс. тонн;
– импорт рыбопродукции и водных биоресурсов в 2012 г. составил 945,2 тыс. тонн;
– итого, объем вылова водных биоресурсов и произведенной рыбопродукции в 2012 г. составил 3 389,3 тыс. тонн;
– в Российской Федерации насчитывается 4 200 пользователей водными биологическими ресурсами, с которыми Федеральным Агентством по рыболовству заключено 5 627 договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на период 2009 – 2018 гг. (по данным «Государственного Рыбохозяйственного Реестра» (ГРР) на 11 января 2013 г.);
– в составе рыбопромыслового флота России насчитывалось 1 992 добывающих судна и 21 обрабатывающее судно у 1 032 судовладельцев на 01 января 2011 год, при этом 89% добывающих судов – со сверхнормативным сроком службы. Также в составе флота отрасли насчитывалось 249 приемно – транспортных рефрижератора (из них только 93 ед. – это крупные и средние морские суда), при этом 91,97% из них (а по морским – 78,49%) – со сверхнормативным сроком службы.
На мой взгляд, особого внимания заслуживают следующие проблемы рыбопромышленной отрасли в России:
– состояние материально – технической базы рыболовного флота;
– сырьевой характер работы рыбопромыслового флота и отрасли в целом (флот фактически утратил функцию производства продукции с высокой степенью переработки и, соответственно, высокой же долей добавленной стоимости);
– преобладание в хозяйственно-производственной сфере рыбохозяйственного комплекса России экономически и организационно обособленных предприятий, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами для дальнейшего развития собственного бизнеса и не способных действовать в составе единой и конкурентоспособной цепочки добавленной стоимости.
Достаточно привести статистику по состоянию рыбопромыслового добывающего флота в 2012 году:
• от 16 до 20 судов – 3 судовладельца;
• от 11 до 15 судов – 9 судовладельцев;
• от 6 до 10 судов – 41 судовладелец;
• 5 судов – 25 судовладельцев;
• 4 судна – 44 судовладельца;
• 3 судна – 79 судовладельцев;
• 2 судна – 214 судовладельцев;
• 1 судно – 616 судовладельцев.
И ожидать существенных изменений в лучшую сторону в количественном и качественном состоянии флота в показателях 2013-2014 года мы, к сожалению, не можем. Поэтому, несмотря на запланированный в «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020года», рост объемов вылова и реализации рыбы и морепродуктов с нынешних 4,2 млн. тонн до величины в 5,5 – 6,0 млн. тонн в год, среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов вряд ли существенно увеличится в ближайшее время.
В.:
«Какие из регионов России вы могли бы выделить с точки зрения оснащенности рыболовецким флотом и перерабатывающими/логистическими структурами? И где существуют наибольшие проблемы, которые требуют безотлагательного решения?
Д.Г.:
По моему мнению, наиболее важный с точки зрения оснащенности рыболовецким (а точнее – промысловым, Д.Г.) флотом и перерабатывающими/логистическими структурами – это Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн. Хотя бы потому, что около 70% вылавливаемой рыбы приходится сегодня на Дальний Восток (если точнее, то по данным 2012 г. – 68,5%). Доля Северного РХБ – 13,3%, вылов рыбы в зонах иностранных государств и открытых районах Мирового Океана составил 12,4%, а о доле вылова в Западном, Азово-Черноморском и Волго – Каспийском бассейнах можно говорить как о незначительной – это по 1% на каждый бассейн.
Могу сказать, что проекты рыбопромысловых судов, разрабатываемых в Конструкторском бюро «Восток» ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» тоже ориентированы прежде всего на Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн. В разработке этих проектов у нас есть замечательный партнер – ФГУП «ТИНРО – центр», основной научно – исследовательский институт на Дальнем Востоке, с которым мы тесно и плодотворно сотрудничаем, в том числе и по вопросам технико – экономических обоснований в рыбохозяйственном комплексе.
Корень проблемы такого неравномерного распределения технических ресурсов кроется в организационной и экономической раздробленности рыбохозяйственного комплекса России. Сегодня критически децентрализованный, представленный большим количеством хозяйствующих субъектов, экономически и организационно между собой несвязанных, он (комплекс) неконкурентоспособен и не в состоянии решать задачи, связанные с продовольственной безопасностью страны и организацией полноценного питания населения.
На том же Дальнем Востоке с одной стороны, насчитывалось в 2011 г. порядка 1 200 рыбопромысловых судов у 686 судовладельцев, причем 540 судовладельцев имели 1- 2 судна в собственности. При этом, на бассейне есть крупные компании, обладающие как крупным рыбопромысловым флотом, так и квотами на добычу ВБР – это ОАО «Преображенская база тралового флота», ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства», ОАО «ТУР-НИФ», ОАО «Океанрыбфлот», Рыболовецкий колхоз им. В.И Ленина, Приморский краевой союз рыболовецких колхозов, ряд других рыбопромышленных предприятий…
Таким образом, база для разрешения ситуации есть. Если создать крупную централизованную рыбопромышленную компанию, контролирующую всю цепочку от вылова рыбы до работы с крупными торговыми сетями (ритейлерами), это поможет и решить многие проблемы отрасли, прежде всего, за счет концентрации финансовых ресурсов и устранения противоречий собственников компаний, осуществляющих отдельные функции в единой производственно – логистической структуре. Будет разорвана цепь проблем, влияющих на конечное состояние дел в производстве, переработке и потребление рыбы и морепродуктов:
- сегодня рыбопромышленная компания, обладающая только промысловым флотом, зависит от оптовых торговых компаний, закупающих у первых улов и продукт первичной переработки улова;
– в свою очередь, оптовые компании зависят от собственников производственных холодильников для хранения рыбопродукции, транспортных компаний, владеющих подвижным составом в виде рефрижераторных секций железнодорожного транспорта, береговых предприятий по переработке рыбы и выпуску рыбопродукции, от владельцев крупных торговых сетей (ритейлеров) и т.д. Мы с одной стороны испытываем дефицит рефрижераторных мощностей для хранения рыбопродукции, что ведет к высоким ценам на ее хранения, а с другой стороны эти цены устраивают собственников промышленных холодильников и они же не заинтересованы в увеличении этих мощностей. Ритейлеры всячески занижают закупочные цены, одновременно цена на рыбопродукцию в магазинах достаточно высока и т.п.
Поэтому, повторюсь, что создание крупной структуры, которая будет обладать в достаточном объеме
1) квотами на вылов водных биологических ресурсов,
2) современным и эффективным рыбопромысловым флотом (добывающим, обрабатывающим, транспортно – рефрижераторным),
3) береговыми предприятиями по рыбопереработке, береговыми промышленными холодильниками и терминалами по отгрузке рыбопродукции,
4) иметь доступ или обладать собственным ресурсом для перевозки продукции по железной дороге и автомобильным транспортом (железнодорожный подвижной состав в виде рефсекций и автотранспорт – рефрижераторные фургоны),
5) сетью крупно- и мелкооптовых торговых компаний
позволит решить дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса страны в положительной и инновационной его динамике развития. При этом, никто не исключает наличие на рынке и малых рыбопромышленных компаний, например, в сфере прибрежного рыболовства…..
В.:
Какие страны можно привести в пример в плане использования рыбных ресурсов с точки зрения экономической и экологической эффективности? С кем из иностранных партнеров у нас складывается/могло бы сложиться сотрудничество и в какой конкретно области?
Д.Г.:
Я не могу дать однозначный ответ на этот Ваш вопрос. В принципе, примером страны в плане использования рыбных ресурсов с точки зрения экономической и экологической эффективности мы бы могли взять Норвегию и Японию, но только по отдельным аспектам рыбопромышленной деятельности. У каждой страны есть особенности, которые необходимо учитывать. И Норвегия, и Япония – страны компактные по своей территории, практически все их население проживает на морском побережье. Россия же занимает если не 1/6 то уж точно 1/7 части суши, плотность населения имеет различные значения по регионам. А рыбная продукция, например, Дальнего Востока потребляется не только в указанном регионе, но и доставляется в Северо – Западный, в Крымский, Центральный, Северо – Кавказский и прочие федеральные округа и регионы.
Поэтому, вопрос экологической и экономической эффективности рыбных ресурсов будет определяться использованием технологий высокой степени переработки улова на борту судов рыбопромыслового флота с выпуском разнообразной продукции с высокой добавленной стоимостью, технологий хранения рыбопродукции в производственных холодильниках и технологий переработки ВБР на береговых предприятиях, технологиях транспортировки скоропортящейся рыбопродукции и т.п. применительно к условиям именно нашей страны.
Что же касается технологий рыбопереработки, то у нас традиционно использовалось в основном немецкое рыбоперерабатывающее оборудование фирмы «Baader» и холодильное оборудование ряда других немецких фирм. Также интересно и норвежское рыбоперерабатывающее оборудование. Я думаю, что в этих направлениях наше сотрудничество с Германией и Норвегией могло бы быть продолжено. Но, учитывая различные аспекты, хотелось бы, чтобы такое же (а может, и лучшее) оборудование производилось на российских предприятиях. Тем более, что предприятия точного машиностроения со свободными производственными мощностями в нашей стране есть, необходимо лишь закупить лицензии и организовать производство. Что же касается производства холодильного оборудования, то сегодня у нас в стране есть как проектно – конструкторские организации, причем выпустившие очень неплохие холодильные машины для Военно – Морского флота России, так и заводы, и ничто не мешает им выпустить такое же оборудования для нашего рыбопромыслового флота. Все будет определяться спросом на рыбопромысловые суда со стороны рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации…
В.:
Понятно, что Программа – огромный комплекс мероприятий для решения проблем, в осуществление которого включено множество участников. Расскажите поподробнее о роли КБ “Восток” ОАО “ЦТСС”. Исчерпывается ли она непосредственной производственной деятельностью или КБ осуществляет какие-то дополнительные функции, например, выступает координатором в каких-либо частях Программы/проектах.
Д.Г.:
На сегодня Конструкторское бюро «Восток» занимается только своей производственной деятельностью. Хотя, ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», куда входит наше конструкторское бюро, предлагало различные, если так можно выразиться, системные и комплексные решения, в том числе – руководству Росрыболовства. Например, когда мы работали над концептуальными проектами современных рыбопромысловых судов в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на период 2009 – 2016 гг. …
Так, в ближайшие годы предстоит провести кардинальное обновление судового состава флота российских рыбопромышленных компаний, а также фактически полностью обновить научно – исследовательский флот Федерального агентства по рыболовству, предназначенный для выполнения ресурсных и океанографических исследований в интересах рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Учитывая это, ОАО «ЦТСС» предлагал разработать под руководством Министерства промышленности и торговли РФ (Департамент судостроительной промышленности и морской техники) и Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) «Программу судостроения для реформирования и модернизации рыбопромыслового флота Российской Федерации».
В данной «Программе…» можно было бы оптимизировать финансовые ресурсы, производственные мощности судостроительных предприятий страны для дальнейшего продвижения работ по развитию рыбопромыслового флота РФ с указанием типов судов, организаций, отвечающих за разработку базовых технических проектов всех необходимых типов и классов рыбопромысловых судов с четким определением в потребности:
• финансовых ресурсов как по типам и классам рыбопромысловых судов, так и по годам их постройки, а также по рыбохозяйственным бассейнам;
• основного комплектующего оборудования (главных двигателей, вспомогательных дизель – генераторов, валогенераторных агрегатов, пропульсивных комплексов, вспомогательных котлов, систем автоматики для судовых энергетических установок, палубных механизмов тралового комплекса, технологического оборудования для рыбопереработки на судах, холодильного производственного оборудования для судов, средств навигации, управления и связи) и материалов (прежде всего – стального листового и профильного проката);
• развития импортозамещения по комплектующему оборудованию для рыбопромысловых судов;
• закупки импортного оборудования на первоначальных этапах строительства судов в случае отсутствия такого оборудования в Российской Федерации;
• основных производственных мощностях отечественных судостроительных предприятий, участвующих в постройке рыбопромысловых судов;
• проектных мощностях конструкторских бюро, разрабатывающих проектно – конструкторскую, эксплуатационную и приемо – сдаточную документацию в обеспечение строительства судов;
• формировании Технических требований и согласовании Технических заданий на создание рыбопромысловых судов соответствующих типов – БМРТ и СРТМ для рыбопромысловых компаний Дальнего Востока, Севера и Северо – Запада России. Отборе и утверждении к дальнейшей работе соответствующих базовых проектов рыбопромысловых судов.
«Программа судостроения для реформирования, пополнения и модернизации рыбопромыслового флота Российской Федерации» должна иметь статус Государственного заказа. Это позволит сформировать систему заказа проектов судов под конкретные рыбопромысловые компании, которые готовы покупать и заказывать суда, в том числе – по лизингу.
Для начала реализации такой «Программы…» также предлагается рассмотреть возможность строительства пилотных проектов рыбопромысловых судов, когда головные суда соответствующих проектов строятся за счет бюджетного финансирования и осуществляется опытная эксплуатация таких судов с целью отработки проекта для серийного строительства для российских рыбопромысловых компаний на принципах государственно – частного партнерства.
Зарубежные компании продвигают на российском рынке комплексные предложения, которые включают не только непосредственную разработку проекта судна и подбор верфи, но и поиск источников финансирования строительства, а также всевозможных льгот и субсидий для заказчика. У нас, в ОАО «ЦТСС» и Конструкторском бюро «Восток» практикуется именно такой подход. Кому как не Центральному научно – исследовательскому институту технологии судостроения, а именно так назывался до недавнего времени ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», головному и базовому институту судостроительной промышленности по технологии судостроения не знать и не решать вопрос о подборе верфи для реализации соответствующих проектов. Одной из специализаций нашего Института была, есть и остается разработка принципиальных технологий постройки и рабочей технологической документации на постройку судов. Именно специалистами ЦНИИ ТС были разработаны технологии поточного строительства рыбопромысловых судов. Так на Черноморском судо-строительном заводе БМРТ пр. 394 строились до 24 единиц в год. Всего на двух заводах – ЧСЗ и в Клайпеде (судостроительный завод «Балтия») было построено 396 траулеров этого проекта. Было построено 115 единиц БМРТ проекта 1288 типа «Пулковский меридиан» и 66 единиц СРТМ проекта 1332 типа «Баренцево море».
В условиях рыночной экономики ОАО «ЦТСС» установил прочные деловые связи с финансово – кредитными учреждениями. И поэтому сегодня мы можем предложить комплексный подход в обслуживании наших потенциальных клиентов, в т.ч. по организации строительства судов по лизинговым схемам.
Во всяком случае, в Конструкторском бюро «Восток» ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» сегодня создан хороший научно – технический задел по развитию рыбопромыслового флота в виде базовых концептуальных проектов различных рыбопромысловых судов. Над ними мы трудились совместно с нашими коллегами из других научно – исследовательских и проектно – конструкторских институтов – ФГУП «ТИНРО – центр», ФГУП «ВНИРО», ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», ОАО «ГИПРОРЫБФЛОТ» и других организаций.
В.:
Какие усилия в рамках Программы и в рамках непосредственной деятельности КБ прилагаются для сохранения экологической среды океана и возобновляемости водных биологических ресурсов?
Д.Г.:
Мне бы хотелось «ответить» за мероприятия по сохранению экологической среды океана в рамках непосредственной деятельности Конструкторского бюро «Восток». С самого основания КБ (т.е. с 1955 года) мы всегда придерживались принципа «чисто не там, где убирают, а там – где не мусорят». Уже на первых проектах больших морозильных траулеров конструкторы нашего КБ внедряли принцип безотходности переработки улова. В рамках знаменитого проекта 394 на БМРТ типа «Маяковский» были установлены рыбомучные установки, в которых непищевой прилов, некондиция при рыбопереработке, некондиционный вылов перерабатывались в рыбную муку – великолепное удобрение для сельского хозяйства, корм для птицеводства и животноводства. Этого же принципа мы придерживались и в других проектах. Аналогично были спроектированы технологические процессы рыбопереработки и переработки улова водных биологических ресурсов на наших китобазах «Советская Россия» и «Советская Украина», рыбоперерабатывающей базе «Восток», больших морозильных рыболовных траулерах проекта 1288 типа «Пулковский меридиан», крилево – рыбных траулерах проекта 16080 типа «Атлантида».
Энергосберегающие и экологические технологии в рыбопромысловом судостроении сегодня как никогда актуальны и востребованы в России. И Конструкторское бюро «Восток» систематизировано внедряет и закладывает эти технологии в свои проекты, в том числе, в концептуальные проекты рыбопромысловых судов нового поколения.
Так, при разработке производственно – технологической части среднего морозильного рыболовного траулера пр. 22970 и его модификаций для исключительной экономической зоны Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна реализована идея безотходного производства при выпуске высокотехнологичной продукции – «филе минтая обесшкуренного замороженного». Отходы от переработки выловленного минтая на филе, непищевой прилов не измельчаются и сбрасываются за борт, а перерабатываются на рыбную муку в рыбомучной установке судна, при этом, в жиротопном отделении рыбцеха судна также производится рыбный жир. В технологической схеме переработки улова и выпуска продукции, заложенной в проект многофункционального большого морозильного рыболовного траулера пр. 11480 и модификаций траулеров на его базе, предусмотрена возможность выпуска, дополнительно к филе минтая, и сурими. Современные технологиченские процессы переаботки улова на борту судов, закладываемые в наши проекты, отрабатываются в сотрудничестве со специалистами ФГУП «ТИНРО – центр».
Также в проектной практике КБ «Восток» находят применение и энергосберегающие технологии – это, прежде всего, принцип глубокой утилизации тепла в системах энергетических установок судна, в том числе, использование тепла охлаждающей воды главных дизелей, утилизации тепла уходящих газов в утилизационных и комбинированных вспомогательных котлах.
А при проектировании производственных холодильных установок судов пр. 22970 и 11480 нами принят в качестве хладагента озоносберегающий хладон «R 404 A», а в холо-дильной установке технологической вентиляции и системы кондиционирования воздуха – хладон «R 134 A» взамен «фреона R 22».
Это и есть примеры конкретного внедрения энергосберегающих и экологических технологий в рыбопромысловом судостроении.
В.:
Какие интересные/полезные партнерства российских структур и компаний вы можете упомянуть в рамках осуществления Программы? С кем из партнеров/потребителей вы надеетесь пообщаться на Форуме?
Д.Г.:
Многих наших партнеров я уже называл. Это надежные высококвалифицированные профессионалы, не понаслышке знающие состояние промысловой базы Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, владеющие новыми передовыми технологиями промысла, технологиями переработки улова на борту судна, имеющие опыт эксплуатации своего научно – исследовательского рыбопромыслового флота.
Невозможно не упомянуть еще об одном примере сотрудничества, когда заказчик выступает еще и вдохновителем, и объективным критиком, и партнером в работе. Такие отношения у нас сложились при разработке концептуального проекта многофункционального среднего морозильного рыболовного траулера проекта 22970 и его модификации для «Приморского краевого союза рыболовецких колхозов». Само судно разрабатывалось по техническому заданию, согласованному и разработанному в тесном сотрудничестве со специалистами Приморского крайрыбколхозсоюза. Вдохновителем этой работы является председатель Правления ПКРКС Петр Николаевич Гордиенко, его коллеги и ближайшие помощники. По результатам высказанных замечаний и предложений были внесены изменения в промысловые схемы и технологические схемы переработки улова, доработаны схемы применения орудий лова, общее расположение тралового оборудования (палубно – тралового комплекса) на промысловой палубе. Также внедрена современная гидроакустическая аппаратура поиска рыбных косяков, система контроля и управления орудиями лова.
Этот проект – наглядный пример комплексного подхода к созданию рыбопромысловых судов. С одной стороны в каждый проект заложены реализуемые инженерные и технологические новшества, учитывающие современные и реально существующие тенденции в промысловом деле, с другой стороны – применены решения, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Именно такой подход, на наш взгляд, позволяет добиться максимальных результатов, как в строительстве, так и в дальнейшей эксплуатации рыбопромыслового флота.