02 Декабря 2010
Александр Александрович, когда образована Ассоциация промышленных предприятий Речного флота «РЕЧПРОМ», сколько организаций в настоящий момент она объединяет?
Ассоциация промышленных предприятий речного флота создана в 1999 году и сегодня насчитывает в своем составе 50 предприятий и организации, осуществляющих деятельность в области строительства, ремонта и эксплуатации судов внутреннего водного транспорта.
Какие задачи стоят перед Ассоциацией сейчас?
Ассоциация решает следующие задачи:
– содействие членам Ассоциации в вопросах повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей;
– изучение состояния рынка промышленной продукции и услуг и выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности членов Ассоциации;
– содействие членам Ассоциации в совместном решении научно-технических задач, в развитии и укреплении их материально-технической базы;
– оказание правовых, информационных и маркетинговых услуг;
– организация обучения, повышение квалификации и переквалификации работников членов Ассоциации
Александр Александрович, сейчас много говорят о плохом состоянии отечественной инфраструктуры речного транспорта и необходимости ее развития. Разделяете ли Вы мнение, что одним из первых шагов на пути возрождения отечественного судостроения должна стать отмена пошлин на ввоз в Россию импортных комплектующих, не производимых и не имеющих аналогов в нашей стране? Что, по Вашему мнению, кроме этого необходимо включить в список неотложных мер?
Ассоциация «Речпром» совместно с Ассоциацией судоходных компаний подготовила и направила в Минтранс России и секретариат Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации ряд предложений:
– необходимость распространения налоговых и таможенных льгот на малые и средние судоремонтно-судостроительные предприятия, а именно: расширение перечня уникальных сооружений и специального оборудования судостроительных предприятий, на которые вводятся льготы по налогообложению, включая слипы, судосборочные цеха, краны грузоподъемностью более 100 тонн и другие объекты; установление ставки НДС 0 процентов, вместо ставки 10 процентов, предусмотренной в законопроекте; распространение налоговых льгот на работы по проектированию судов; освобождение от водного налога использование акватории, занятой объектами судостроительных предприятий;
– необходимость проведения экспертизы перечня товаров, утверждаемого Правительством Российской Федерации, перемещаемых беспошлинно через таможенную границу Российской Федерации, предназначенных для проведения научно-технических разработок, проектирования, строительства и ремонта морских судов и судов внутреннего водного транспорта, имея в виду максимальное использование продукции комплектующего судового машиностроения, производимого на российских предприятиях;
– льготные условия финансовой аренды (лизинга) речных судов предоставляемых государственной лизинговой компании в целях минимизации удорожания стоимости приобретаемых по лизингу судов (до 6%) и срокам аренды (не менее 10-12 лет);
– разработать за счет бюджета типовых проектов высокоэффективных судов внутреннего водного транспорта для различных речных бассейнов Российской Федерации;
– разработать проекты унифицированных судовых механизмов: шпилей, брашпилей, буксирных лебедок, сцепных устройств, котлов, насосов, навигационного, спасательного, экологического и другого оборудования для организации их крупносерийного производства на российских предприятиях и кооперированных поставок; современных судовых средств навигации и связи для обеспечения безопасности судоходства с использованием систем ГЛОНАС; специального заводского оборудования для изготовления речных судов – средств для подготовки и резки металла, газо-электросварочного, покрасочного и другого оборудования;
– применение льгот при строительстве судов на российских предприятиях, в соответствии с действующим законодательством;
– введение механизма субсидирования процентной ставки по кредитам, получаемым судоходными компаниями, в российских банках для строительства судов на российских предприятиях.
Есть мнение, что для того, чтобы быстро и качественно обновить флот, необходимо не возрождать свои судостроительные и судоремонтные заводы, а воспользоваться услугами зарубежных верфей. Вы с этим согласны?
Нет, категорически не согласен. Развитие таких высокотехнологичных отраслей как Авиастроение, Судостроение заставляет подниматься на более высокий уровень практически все другие отрасли. Мы ведь не хотим быть сырьевым придатком других стран!
Какова роль государственных структур в восстановлении отечественного речного флота?
Как Вы знаете, Правительство Российской Федерации приступило к комплексному реформированию судостроительной промышленности страны. С 2007 году осуществляется ряд организационных мероприятий, а именно:
– создана объединенная судостроительная корпорация на базе интеграции крупнейших судостроительных предприятий страны оборонного и гражданского профиля, отраслевых проектных и научных организаций;
– подготовлена Концепция Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2008-2015 годы»;
подготовлен проект федерального закона «О мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ»;
– подготовлены предложения по созданию государственной лизинговой компании по поставкам речных и рыбопромысловых судов.
Деятельность каких организаций или лиц, по Вашему мнению, приносит реальную пользу отечественному судостроению, вносит позитивный вклад в его развитие?
Позитивное движение началось, как мне видится, с инициатив В.В.Путина. Так, по его инициативе была создана ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», призванная объединить все основные судостроительные предприятия страны и основной задачей которой является стимулирование развития гражданского судостроения, активизировалась работа по подготовке Закона «О мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ», был обновлен состав профильных государственных структур. В результате новых назначений в отрасль пришли такие лидеры, как В.А.Олерский, занимающий должность заместителя министра транспорта РФ, Р.В.Троценко, возглавляющий ОСК, В.А.Попов, являющийся председателем комиссии РФ по национальной морской политике, деятельность которых направлена на возрождение российского судостроения.
Считаете ли Вы, что принятие Закона «О мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ» существенно изменит ситуацию?
В настоящее время темпы развития производства по-прежнему невысоки. Свои надежды на улучшение ситуации речники связывают с законом «О мерах поддержки судоходства и судостроения». За 11 месяцев документ прошел согласования в федеральных органах исполнительной власти и сейчас находится в Правительстве РФ. Несмотря на некоторые несущественные разногласия, законопроект будет уже практически готов для внесения в Государственную Думу.
Считаю, что закон должен повлиять на общую ситуацию, но и судостроительным предприятиям необходимо соответствовать современному мировому уровню.
Как, на Ваш взгляд, в действительности повлияет на работу предприятий-членов ассоциации «Речпром» включение отраслей «судостроение» и «судоремонт» в перечень сезонных?
Положительно повлияет. Это разумное решение позволит предприятиям получить отсрочку по возврату полученных кредитов.
На каком этапе сейчас процесс формирования Федерального каталога изделий? Какое участие в нем принимает ассоциация «Речпром»?
В текущем году начаты работы по разработке комплекса промышленных каталогов изделий, используемых при строительстве и ремонте судов и плавучих сооружений различных типов. Первый этап предполагает формирование и утверждение Номенклатурного перечня продукции, допущенной для госзаказа. На последующих стадиях будут разработаны каталожные описания изделий, включенных в этот перечень, а также сформирован и утвержден электронный Федеральный каталог (ФК). Конечной целью проекта является создание Федерального каталога изделий, используемых при постройке судов. Он будет определять перечень продукции (с указанием ее производителя), допущенной к заказу (закупке) для федеральных государственных нужд. А это означает, что продукция, не включенная в каталог, не сможет использоваться при строительстве и ремонте судов по госзаказу. Соответственно будет ограничен ее рынок сбыта. Но даже из такой ситуации будет выход, поскольку утвержденный ФК впоследствии предполагается корректировать и обновлять. Причем предприятия-изготовители должны будут уже самостоятельно разрабатывать необходимую документацию и проходить апробацию поэтапно в ОАО «ИЦС», НИИ «ЛОТ», ФГУП «ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова», Федеральном центре каталогизации. В связи с этим заинтересованным производителям целесообразно принять участие в первоначальном формировании ФК, когда данная процедура значительно упрощается.
На очередном собрании Ассоциации был рассмотрен вопрос о создании Федерального каталога. Ассоциация поставила перед своими членами задачу принять активное участие в его составлении.
Насколько оптимистично Вы смотрите на будущее отечественного речного флота?
Меня всегда называли «Клиническим оптимистом». Верю в возрождение российского флота! Верю, что мы сможем им гордиться и стать, как в былые времена, примером для других стран.
Ассоциация является партнером Международного форума «Морская индустрия России», который во второй раз соберет все профессиональное сообщество в мае в Москве. С какими предложениями Вы планируете выйти на форум и каковы Ваши ожидания?
Форум в Москве – прекрасная возможность обозначить самые острые проблемы отрасли, донести их до компетентных структур, предложить пути решения и, как итог, сформировать документ, который послужит руководством к действию.
Считаю необходимым включить в деловую программу форума вопросы о распространении налоговых и таможенных льгот на малые и средние предприятия; о льготных условиях лизинга и кредитования; о внесении изменений в закон о госзакупках, недопущению к участию в конкурсах предприятий и организаций, не имеющих своей материально-технической и производственной базы (т.е. посредников).
Необходимо, чтобы резолюции, принятые в ходе форума, выполнялись, тогда это будет движением вперед.