Интервью с начальником Управления флота, портов и мониторинга Федерального Агентства по рыболовству, модератором круглого стола «Обновление и модернизация российского рыболовного флота», проходящего в рамках 3-го Международного форума «Морская индустрия России»

15 Мая 2012


1. Андрей Валерьевич, какие вопросы предстоит обсудить на круглом столе? Какой проблеме участникам мероприятия, по Вашему мнению, следует обратить особое внимание?

Согласована и утверждена Программа проведения круглого стола «Обновление и модернизация российского рыболовного флота» в рамках 3-го Международного форума «Морская индустрия «России». В соответствии с выше названной программой участникам круглого стола предлагается обсудить вопросы, связанные с потребностями рыбохозяйственных организаций в обновлении судов рыбопромыслового флота; рассмотреть концептуальные проекты новых судов; предложения судостроительных предприятий по строительству судов нового поколения; перспективы развития научно-исследовательского флота России и многое другое.

2. Как меняется ситуация с состоянием отечественного рыболовного флота?

К сожалению ситуация меняется не в лучшую сторону. Строительство современных высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота на российских судостроительных предприятиях практически не осуществляется. В советские времена большая часть крупных и больших судов рыбопромыслового флота были построены за границей (в основном ГДР и Польша). В СССР большие суда строились на судостроительных предприятиях в г. Николаеве (Украина). На российских судостроительных предприятиях опыта строительства крупных добывающих судов практически нет.

В этих условиях понятны опасения и некоторый скепсис рыбаков в отношении строительства судов на российских судостроительных предприятиях, по российским проектам. Надо признать тот факт, что до настоящего времени предложения зарубежных судостроителей и поставщиков комплектующего оборудования продолжают оставаться более привлекательными по сравнению с отечественными аналогами. Это обусловлено и ценой, и качеством, и сроками строительства, а также международным авторитетом зарубежных фирм, верфей и банков.

Пополнение судового состава флота идет в основном за счет приобретения зарубежных судов бывших в эксплуатации. В сложившихся современных экономических условиях это наиболее быстрый и дешевый способ пополнения флота.

По состоянию на 1 января 2011 года из 2320 судов более 85% эксплуатируются с превышением нормативных сроков. Пополнение из новостроя за 2010-2011 годы составило 15 единиц малотоннажных судов, построенных на ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции» в г.Благовещенске при поддержке губернатора Амурской области О.Н. Кожемяко.

Для сравнения за 2006-2008 годы пополнение составило 217 судов, из которых только 4 единицы из новостроя, при этом было списано – 543 судна.

3. Какие практические шаги сделаны для обновления судового состава рыбопромыслового флота?

Практический шаг сделан и не только в отношении строительства судов рыбопромыслового флота, а по судостроительной отрасли в целом.

7 ноября 2011 года принят и вступил в действие закон № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», который предусматривает ряд конкретных мер государственной поддержки отечественного судостроения, создающих ему равные условия с зарубежными конкурентами.
По мнению Ассоциации судостроителей, внесенные изменения в Кодекс Торгового мореплавания, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс и в законы о социальных правах, законодатель сделал определенный шаг для развития отечественного судостроения и судоходства.

4. Какие меры государственной поддержки необходимо предпринять?

На состоявшемся 26 апреля 2012 года совещании с представителями Мипромторга России, рыбохозяйственных компаний и организаций, ОАО «Объединённая судостроительная корпорация», судостроительных предприятий и финансовыми институтами под руководством Руководителя Росрыболовства А.А. Крайнего были обсуждены и приняты совместные решения.

На наш взгляд надо продолжить работу по внесению изменений в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов», предусматривающих возможность использования рыбохозяственными организациями предоставленного им по договору о закреплении долей квот права на добычу (вылов) водных биоресурсов в качестве залога при получении кредита в банках и иных кредитных организациях для строительства судов рыбопромыслового флота.
Совместно с Минфином России предстоит проработать вопрос изменения срока по инвестиционным кредитам с 5 до 15 лет в части субсидий на возмещение рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученных в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота, объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов рыбного хранения продукции.

Минпромторг России предложил проработать вопрос по возмещению 9/10 затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2012 – 2019 годах с российскими лизинговыми организациями на приобретение гражданских судов, построенных на российских верфях подготовив соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации.

Так же к положительному эффекту может привести предложение о внесении изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов» в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов на исторической основе на последующий после 2018 года период сроком на 20 лет. Это предложение занесено в решение прошедшего в феврале 2012 года III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства.
Несмотря на выход Федерального закона «О государственной поддержке судостроения и судоходства» актуальным остаётся работа по выделению в самостоятельные коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза судового и технологического оборудования и частей к ним с последующим освобождением их от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость необходимых для ремонта, переоборудования и модернизации судов рыбопромыслового флота построенных за рубежом, в СССР и в России и, которые не могут быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов.

5. Каковы главные направления развития рыбопромыслового флота на сегодняшний день?

Главным направлением мы считаем это определение количественного и типового состава судов рыбопромыслового флота, которое необходимо построить. По мнению рыбаков и научных организаций на данном этапе надо оттолкнуться от запасов водных биоресурсов. ФГУП «ВНИРО» поручено подготовить прогнозный план добычи (вылова) водных биологических ресурсов по видам водных биоресурсов, по районам их добычи (вылова) до 2020 года. На основании прогнозного плана Росрыболовство при участии ОАО «Гипрорыбфлот» разработает перспективный план обновления судов рыбопромыслового флота.

6. Андрей Валерьевич, известно, что российские компании строят суда за границей. Наметились ли какие-либо сдвиги в сторону создания условий для строительства рыбопромысловых судов у нас в стране?

Да наметились. 16 декабря 2011 года между ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»» и ЗАО «Пасифик Марин» заключен договор генерального подряда на строительство большого морозильного траулера проекта ST-194. Это знаковое событие за последние 20 лет и возможно оно будет являться отправной точкой в строительстве отечественных высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота на отечественных верфях.

18 мая 2012 года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», запланирована торжественная церемония закладки нового рыбопромыслового судна проекта PL-475. Это современное ресурсосберегающее судно ярусного лова, подтвердившее на практике высокую эффективность работы в Баренцевом море. Конструкторскую документацию разработало КБ завода «Пелла» по техническому проекту английской фирмы Мак Дуфф. Окончание строительства головного судна и его насыщение судовым комплектующим оборудованием запланировано на 4 квартал 2012 года. В 2013 году и каждый последующий год завод «Пелла» намерен строить и выпускать по 2 – 3 судна ярусного лова данного проекта. Это событие результат взаимодействия основных инициаторов проекта строительства серии новых судов – российской рыбопромысловой компании ООО «Персей» (Мурманская область) и Ленинградского судостроительного завода ОАО «Пелла».

7. Каковы Ваши ожидания от предстоящего Форума и мероприятий, проходящих в его рамках?

Вопрос об организации строительства в России современных судов рыбопромыслового флота очень важен для ускорения обновления устаревшего рыбопромыслового флота страны, находящегося в критическом положении. Известно, что за последние 10 лет, несмотря на поручения высшего руководства страны, организовать строительство, в том числе серийное в России современных ресурсосберегающих рыбопромысловых судов не удалось.

На совещании в г. Мурманске в 2010 года В.В.Путин отметил, что для выполнения этих поручений государственной важности необходимо организовать «подлинное взаимодействие» судостроителей, рыбаков, инвесторов и соответствующих органов государственной власти».

Круглый стол «Обновление и модернизация российского рыболовного флота», который запланирован и должен пройти в рамках 3-го Международного форума «Морская индустрия «России» это и есть подлинное взаимодействие судостроителей, рыбаков, инвесторов и соответствующих органов власти. Надеюсь, что по итогам обсуждения проблемы обновления судов рыбопромыслового флота появятся новые идеи, и мы совместными усилиями приблизимся к началу судостроения судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях.

Для участия и добавления комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь в системе