На решение каких задач нацелена деятельность ЦНИИ «Курс» в настоящее время?
В 70-х годах прошлого века Советский Союз развернул широкомасштабное строительство океанского флота. Проектировались и строились надводные корабли и подводные лодки широкой номенклатуры и достаточно большими сериями. Боевая эффективность кораблей определяется, в первую очередь, установленным на них радиоэлектронным вооружением и оружием. В связи с этим для решения задач комплексирования корабельного радиоэлектронного вооружения и оружия, внедрения системного подхода к его проектированию в июне 1979 года по распоряжению Совета Министров СССР был создан ЦНИИ «Курс» как головное предприятие судостроительной отрасли по корабельному радиоэлектронному вооружению.
За период своей деятельности институтом решено большое количество научно-исследовательских, опытно-конструкторских и прикладных задач по вопросам радиоэлектронного вооружения кораблей, накоплен большой опыт проведения комплексных исследований в интересах военного кораблестроения, создан научно-технический задел по разработке сложных программно-аппаратных комплексов.
Результатом работы института являются внедренные предложения по оптимизации состава и алгоритмов функционирования боевых контуров, а также разработка системных заключений на проектные материалы с оценкой эффективности вооружения многих кораблей ВМФ.
Эта задача остается главной для нашего института, как предприятия ОПК, и в настоящее время.
Самостоятельным направлением научно-практической деятельности института, также направленным на интеграцию комплексов вооружения в единую систему вооружения, является проведение оценок по прогнозированию электромагнитной обстановки и разработка научно-технических рекомендаций проектантам кораблей по обеспечению электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. Научно-практическое решение проблемы ЭМС радиоэлектронных средств институт осуществляет не только на отечественных кораблях, но и на кораблях, экспортированных в зарубежные страны.
С середины 90-х годов институт развивает разработки в области гражданского судостроения. Это средства обеспечения безопасности акваторий и морских объектов, средства автоматизации процессов управления движением судов, другое судовое радиоэлектронное оборудование.
С сентября 2005 года в состав ФГУП «ЦНИИ «Курс» вошло ОАО «Ритм» со своей тематикой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области оборудования для предприятий общественного питания и медико-биологического назначения, которое стало отдельным структурным подразделением НИИ «Ритм».
Разработки института получили признание в стране и за рубежом. Так, только по итогам прошлого года, институт завоевал на крупнейших международных и российских форумах 12 медалей, из них – 5 золотых, 4 серебряных, 3 бронзовых медалей; получил Кубок и диплом на VIII форуме «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ВАО г. МОСКВЫ» с присвоением ОАО «ЦНИИ «Курс» звания «Лучшее инновационное предприятие ВАО г. Москвы»;
Таким образом, в институте заложены основы для дальнейшего инновационного развития.
Каков кадровый состав института сегодня? Как он изменился за 30 лет?
В институте работают 4 доктора наук, 18 кандидатов наук, 7 специалистов обучаются в аспирантуре.
Достаточно активно в институт приходит молодежь. Сейчас в институте около 30% сотрудников моложе 30 лет. Вместе с тем, и это основное отличие от того, что было в советское время, невелика прослойка «среднего» поколения. Эта проблема касается всех предприятий оборонки и является наследием тяжелейших 90-х годов прошлого века, когда из оборонки проходил массовый отток опытных специалистов, а молодые не приходили – низкая зарплата, да и та задерживалась месяцами.
Поэтому сейчас для нас одна из главных задач – обеспечить как можно более быстрое вовлечение молодежи в тематику исследований института, содействовать их становлению как специалиста, способного возглавить самостоятельные направления работ. Поэтому при приеме молодого специалиста ему назначается наставник из числа ведущих специалистов подразделения, ежегодно проводится аттестация молодых специалистов, по результатам которой принимаются решения о повышении в должности и окладе, ежегодно проводится конкурс работ молодых специалистов – победители получают значительное, на мой взгляд, материальное вознаграждение, в институте действует Совет молодых специалистов.
Какие новые разработки института Вы могли бы отметить? Будут ли они представлены на II Международном форуме «Морская индустрия России»?
В прошлом году мы выполняли целый ряд научно- технических разработок. В частности, по созданию интегрированной системы мониторинга для обеспечения безопасности объектов морской деятельности, универсального измерителя скорости поворота для морских и речных судов, судового регистратора рейса, стационарного и мобильного комплексов для проверки и обеспечения электромагнитной совместимости судовых радиоэлектронных средств, измерительно-информационного комплекса обеспечения работы водолазов и др. К началу навигации совместно с ГБУ Волго-Балт пройдут опытовые испытания разработанной нами системы Е-навигации.
В НИИ «РИТМ» созданы новые образцы низкотемпературной холодильной техники, комплекты РКД на целый ряд образцов камбузного оборудования.
Безусловно, основные из этих разработок будут представлены на II Международном форуме «Морская индустрия России».
Лев Михайлович, ЦНИИ «Курс» является не только участником Форума, но и активно помогает в организации его деловой программы. Какие вопросы, по Вашему мнению, необходимо обсудить на Форуме в этом году?
Деловая программа в настоящее время сформирована, и она даже еще более насыщена, чем в прошлом году.
Помимо пленарного заседания «Морская Индустрия России», на котором предполагаются выступления руководителей министерств и ведомств, связанных с морской деятельностью, Морской коллегии, представителей законодательной ветви власти, деловая программа предусматривает презентацию компаний, проведение круглых столов.
Так, предполагается проведение круглых столов по вопросам перспектив развития судостроения для освоения нефтегазового потенциала шельфовой зоны Российской Федерации, государственного управления в развитии региональных транспортных комплексов, создания единой интегрированной системы комплектующего оборудования и материалов, развитию судового машиностроения, перспективных направлений гражданского морского приборостроения, модернизации и развития портовой инфраструктуры, поддержки отечественных производителей дизельных двигателей нового поколения, развития морских портовых гидротехнических сооружений и др. Учитывая огромный интерес на прошлом Форуме к проблемам внедрения ИПИ- технологий, эту тематику предполагается вынести на отдельное обсуждение.
С точки зрения основных производителей морской техники – судостроителей, на мой взгляд, одним из главнейших вопросов является обеспечение спроса на эту технику, по крайней мере, на внутреннем рынке. Нельзя сказать, что отечественные заказчики не заказывают морскую технику. Однако, в подавляющем большинстве случаев, даже компании с преобладающим государственным участием, предпочитают размещать заказы за рубежом. В этом смысле, наша промышленная политика (а в России, кстати, отсутствует государственный документ, определяющий промышленную политику) отличается, причем не в лучшую сторону, от того, что мы можем видеть в Норвегии, Японии, Китае и даже в Африке. Поэтому Форум может стать той площадкой, на которой можно организовать диалог между отечественными производителями и отечественными потребителями морской техники.
Может ли профессиональная общественность рассчитывать на то, что выводы, сделанные на Форуме, повлияют на ситуацию в отечественном судостроении? Как сделать так, чтобы эти выводы дошли до компетентных и уполномоченных лиц, представителей государственных структур?
Даже короткое перечисление проблемных вопросов, выносимых для обсуждения на Форуме, которое я привел отвечая на предыдущий вопрос, показывает многообразие и глубину проблем, существующих в морской деятельности России. Поэтому крайне важно, чтобы понимание этих проблем, выводы сделанные учеными, специалистами, практиками морской деятельности нашли практическую реализацию в деятельности государственных структур, ответственных за развитие морской индустрии России. Мы предполагаем, что по итогам Форума будет принята Резолюции участников Форума к Председателю Правительства Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию судостроительной промышленности, модернизации портов и совершенствованию судоходства».
Часть рекомендаций, выработанных на прошлом Форуме реализуется: так, в проект ФЦП «Развитие оборонно- промышленного комплекса» вошел серьезный блок мероприятий по модернизации, техническому перевооружению и развитию научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственно-технологической базы судостроения; регулярно, на уровне вице-премьера, рассматривается ход реализации инвестиционных проектов по созданию современных судостроительных комплексов, практически на всех предприятиях судостроения разработаны (или разрабатываются) долгосрочные программы инновационного развития. Но это часть, причем часть малая.
Вместе с тем, должен отметить, что летом прошлого года под председательством Президента Российской Федерации Д.А.Медведева состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О состоянии и перспективах развития отечественного судостроения». Многие рекомендации Форума легли в основу ряда положений решения этого Совета Безопасности.
ЦНИИ «Курс» – организатор конкурса «На лучшее техническое решение в области судостроения и морской техники гражданского назначения», который проходит в рамках Форума. На Ваш взгляд, много новшеств появилось за последний год, которые достойны участия в Конкурсе?
Я считаю, проведение конкурса крайне полезное дело. В прошлом году авторитетное жюри из множества разработок, представленных в рамках экспозиции Форума, отметило дипломами и медалями разработки 17 предприятий, в том числе ОАО «Горизонт», ОАО «Концерн «НПО «Аврора», ФГУП ОКБ РАН, Государственный научный центр ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», ОАО «Уралэлектро», Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова и др.
Я уверен, что в экспозиции Форума в этом году мы увидим много новых разработок. Только в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» в истекшем году разработано более двадцати концептуальных проектов перспективных судов, изделий судового машиностроения, приборостроения, судового комплектующего оборудования.
Представление этих новейших разработок на Форуме будет способствовать их продвижению на рынок.
Лев Михайлович, что Вы хотели бы пожелать участникам II Международного форума «Морская индустрия России»?
Я считаю, что все кто связан с морской деятельности – занимаются самым благородным, интересным и одновременно важным и нужным делом. Поэтому хотел бы пожелать участникам II Международного форума здоровья, счастья, благополучия и, главное, чтобы наше общее дело – морская индустрия России получило дальнейшее развитие, достойное великой морской державы. Предстоящий Форум, безусловно, также послужит этой цели.
Учитывая, что интервью проходит накануне Международного женского дня, хотел бы поздравить коллектив (в основном женский) ООО «Мега Экспо» – главного оператора Форума, который с женской энергией взялся за этот «мужской» проект и успешно его реализует.
© Морская индустрия России, 2009-2010. Все права защищены.
Разработка сайта: “Идеологические бизнес-проекты”
Дизайн Валентины Ивановой.