VII Международный Форум
“Морская индустрия России”
ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС
"ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ",

МОСКВА,
ул. Б.Якиманка, 24, м. Октябрьская,
24-25 мая 2017
 
Вестник Форума

Дневник форума


Директор проекта «Судостроение» Объединенной Промышленной Корпорации Андрей Борисович Фомичев

09 Апреля 2010

С 19 по 21 мая 2010 года в Москве состоится Международный форум «Морская индустрия России». В работе Форума примут участие ведущие судостроительные предприятия России. В том числе – Объединённая Промышленная Корпорация (ОПК).

О перспективах и новых направлениях судостроения в России, а также развитии ледокольного флота, рассказывает директор проекта «Судостроение» ОПК, генеральный директор «Северной верфи» и Балтийского завода Андрей Борисович Фомичев.

Директор проекта «Судостроение» Объединенной Промышленной Корпорации Андрей Борисович Фомичев - Андрей Борисович, расскажите кратко о самих предприятиях, которые будут участвовать в работе Форума?

- В состав судостроительных активов ОПК входят два крупнейших судостроительных

предприятия Санкт-Петербурга: ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» и ОАО «Балтийский завод», с более чем столетним опытом строительства кораблей и судов разных классов и назначения. Разработками занимается проектное бюро ОАО ЦКБ «Айсберг» – автор десятка проектов судов ледокольного флота, включая атомные ледоколы и плавучие атомные электростанции для северных широт.

- Сегодня в мире активно обсуждается перспектива освоения шельфовых месторождений углеводородов. Для этого потребуется серьезная инфраструктура, в том числе, транспортная. Каковы в этой связи возможности и планы Объединенной Промышленной Корпорации?

- С 2004 года судостроительные заводы ОПК активно занималась освоением технологии строительства судов снабжения для буровых морских нефтедобывающих платформ типа PSV грузоподъемностью от 3000 тонн и выше. Сотрудничество «Северной верфи» с норвежскими заказчиками на поставку высоконасыщенных корпусов судов снабжения и судов «под ключ» продолжается и в настоящее время.

«Балтийский завод», в свою очередь, построил ледоколов больше, чем любая отдельно взятая верфь в мире. Последний из построенных ледоколов – «50 лет Победы» является самым крупным атомным ледоколом в мире. В настоящее время на «Балтийском заводе» идет строительство головного заказа плавучего энергоблока проекта 20870 для первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Генеральный проектант ПЭБ – ОАО «ЦКБ «Айсберг».

Кроме того, в сотрудничестве с ЦНИИ им. академика Крылова и финским проектным бюро Aker Arctic, ОПК проработаны два проекта многоцелевых судов снабжения ледового класса для обслуживания месторождения Аркутун Даги (Сахалин), разрабатываемого компанией Exxon Neftegaz. Эти проекты судов предложены к поставке ОАО «Совкомфлот» в рамках имеющегося Соглашения о сотрудничестве с ОПК.

- Вы много работаете с зарубежными партнёрами?

- Да, достаточно. Например, в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями, в частности GE Oil & Gaz (Норвегия), ведется работа по подготовке к совместному изготовлению глубоководного оборудования для шельфовой добычи углеводородов: темплетов и манифольдов. Эта работа проводится в рамках организованного компанией «Штокман Девелопмент АГ» тендера по обустройству Штокмановского месторождения.

Ведутся переговоры с концерном Saipem по участию предприятий ОПК в изготовлении насыщенных модулей надстройки для плавучего производственного комплекса (FPU), также предназначенного для Штокмановского месторождения.

- Предполагают ли эти планы модернизацию имеющихся производств?

- ОПК запланировала на период до 2015 года глубокую реконструкцию и модернизацию действующих мощностей судостроительного завода «Северная верфь» без остановки действующего производства. В результате на территории завода появится современный судостроительный комплекс, способный строить крупнотоннажные суда, включая суда-газовозы при годовом объеме производства не менее 500 тыс. тонн дедвейта. Проект создания нового судостроительного комплекса разрабатывается ведущими проектными институтами. Одновременно ведется активная работа по вопросам подготовки строительства на мощностях заводов ОПК судов-газовозов вместимостью 155-216 тыс. м3 СПГ по программе комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

- В апреле верфи ОПК спустили на воду первый серийный корвет проекта 20380 «Сообразительный». В чем его уникальность?

- Прежде всего, проект 20380, к которому относятся «Сообразительный» и головной корабль серии «Стерегущий», который уже несет службу на флоте, не является «перелицовкой» старых советских чертежей. Этот проект был разработан практически с нуля в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» уже в новой России. В процессе конструирования корабля был внедрен 21 патент на изобретение и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ.

В корвете используются технологии «Стелс», делающие его незаметным для средств обнаружения потенциального противника. Высокая автоматизация систем управления корветом и ведения огня позволяет сократить численность экипажа. Наконец, корветы оснащены самым современным оружием в основном российской, а не советской разработки. Это вооружение, включая палубный вертолет, позволяет корвету успешно поражать надводные, подводные, воздушные и береговые цели, вести боевые действия в составе ударной группы или самостоятельно, в том числе против кораблей противника более тяжелых «весовых» категорий.

На верфях Объединенной Промышленной Корпорации размещен госзаказ на продолжение данной серии корветами “Бойкий” и “Стойкий”.

Адмирал Владимир Сергеевич Высоцкий, Главком Военно-морского флота России, сказал, что корветы морской зоны проекта 20380 составят основу ВМФ России до 2030 года. По оценке руководства ВМФ, отечественному флоту необходимо несколько десятков новых корветов. Иными словами, верфи ОПК положили начало не просто серийному производству надводных кораблей в новой России, а крупносерийному производству.

- А как выглядит корвет в сравнении с зарубежными аналогами?

- Это корабли уникальные по техническим и боевым характеристикам не только для российского ВМФ. У проекта 20380, по которому строятся корабли для ВМФ, имеется экспортный вариант – проект 20382 «Тигр». Он вызывает огромный интерес у инозаказчиков. По оценкам зарубежных специалистов, у кораблей проекта 20382 нет, и в обозримом будущем не появится, конкурентов в их классе на глобальном рынке вооружений. Поэтому экспортный потенциал корветов «Тигр» оценивается очень высоко – от нескольких миллиардов до двух-трех десятков миллиардов долларов.

- Означает ли это, что Россия получит новые конкурентные преимущества на мировом рынке оружия?

- Безусловно! До последнего времени в рамках военно-технического сотрудничества Россия поставляла зарубежным клиентам в основном добротное модернизированное оружие советской разработки. Конкуренты России за рубежом ожидали, что уже в следующем десятилетии потенциал модернизации будет полностью исчерпан. Тогда, по их представлениям, Россия начала бы терять партнеров по ВТС и постепенно ушла бы с рынка вооружений.

Создание корветов пр. 20380 и разработка экспортного варианта 20382 означают, что у Российской Федерации начинают появляться высококонкурентные «военные товары» для инорынков, отвечающие всем требованиям XXI века. Они не только обеспечат России сохранение ее нынешних позиций в глобальной системе торговли вооружениями, но, скорее всего, приведут к расширению роли нашей страны в глобальном военно-техническом сотрудничестве.

- По каким еще направлениям работает Объединенная Промышленная Корпорация в сфере военного кораблестроения?

Предприятия ОПК на сегодняшний день являются флагманами оборонно-промышленного комплекса – Предприятия ОПК на сегодняшний день являются флагманами оборонно-промышленного комплекса: они выполняют 75% программы надводного военного кораблестроения. В 2008 году Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) утвердила судостроительный завод «Северная верфь», входящий в ОПК, в качестве единственного поставщика фрегатов проекта 22330, корветов проекта 20380 и катеров проекта 21270. На сегодняшний день только это предприятие отрасли трижды включено в реестр единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Кроме того, верфи ОПК акцептованы Федеральным агентством по промышленности и «Рособоронэкспортом» по 10 направлениям военно-технического сотрудничества как потенциальный подрядчик по разным заказам и для разных стран.

Верфи Объединенной Промышленной Корпорации продолжают строительство для отечественного флота океанских фрегатов проекта 22350 – «Адмирал флота Советского Союза Горшков», «Адмирал флота Касатонов», строят головное судно связи, катер спецназначения. Ведется серьезная работа и по линии военно-технического сотрудничества. В настоящее время производится модернизация нескольких кораблей для ВМФ Алжира.

В целом же, верфи ОПК имеют достаточно мощностей для увеличения программы по государственному оборонному заказу как минимум в 3 раза.

- Недавно верфи ОПК передали заказчику два дизель-электрических ледокола – «Москва» и «Санкт-Петербург», об этом сообщали в новостях. На передаче второго ледокола присутствовал премьер-министр Владимир Путин. С чем связано такое внимание к проекту со стороны Председателя Правительства?

- Это стало еще одним подтверждением того, что руководство страны придает особое значение сохранению, обновлению и наращиванию ледокольного флота России. Еще в 2000 г., через месяц после занятия президентской должности, Владимир Владимирович Путин провел на борту атомного ледокола «Россия» совещание по перспективам развития российского Севера. Путин тогда подчеркнул: мощный ледокольный флот призван обеспечить возвращение России в Арктику, и альтернативы ему в этом деле нет и быть не может. Сегодня сложилось ясное понимание того, что уже в недалеком будущем северные морские территории станут играть критически важную роль в деле обеспечения экономической, энергетической, минерально-сырьевой и транспортной безопасности России.

- Что, на Ваш взгляд, в связи с этим предпринимает и собирается предпринимать государство?

- Российское правительство приняло решение о строительстве серии новых атомных ледокольных судов мощностью по 60 МВт. В 2007 г. была завершена разработка эскизного проекта новых атомоходов. В 2008 г. началась разработка технического проекта. Она завершится в 2009 году. До 2020 г. предполагается построить три универсальных атомохода мощностью по 60 МВт, а также один ледокол-лидер мощностью 110 МВт. Пока нет правительственного решения о том, где будут размещаться заказы на все эти суда. Много аргументов в пользу того, что значительная часть новых ледоколов, как атомных, так и «обыкновенных», должна быть построена на верфях Объединенной Промышленной Корпорации.

- Если бы Вам предложили отметить какое-то одно конкретное судно, которым может гордиться ОПК, могли бы Вы подробно о нём рассказать?

- Например, самый большой в мире атомоход «50 лет Победы». ОПК передала его заказчику – государству – в марте 2007 года.

Россия располагает самым крупным по численности ледокольным флотом. В его состав входят порядка 40 судов различных классов и назначений. К тому же Россия – единственная страна, имеющая ледоколы с атомными энергетическими установками. Действующий атомный ледокольный флот России насчитывает 6 атомных ледоколов, 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Подавляющее большинство атомных ледоколов (за исключением «Ленина») было построено на предприятии, входящем сейчас в состав Объединенной Промышленной Корпорации.

«50 лет Победы» является бесспорным лидером атомного российского ледокольного флота «50 лет Победы» является бесспорным лидером атомного российского ледокольного флота. Он представляет собой сильно модернизированный проект второй серии атомных ледоколов типа «Арктика». Максимальная толщина льда, которую способен преодолевать ледокол «50 лет Победы», составляет 2,8 м. До появления этого судна, атомные ледоколы были способны ломать лед толщиной не более 2 метров.

Сдача «50 лет Победы» стала настоящим прорывом в обновлении ледокольного флота, ведь за последнее время были выведены из эксплуатации первый советский атомный ледокол «Ленин», ледоколы «Сибирь» и «Арктика», плавбазы «Лепсе» и «Володарский». В 2013 году «на пенсию» отправятся атомоходы «Таймыр» и «Вайгач». Без пополнения атомного ледокольного флота в его составе к 2018 г. осталось бы всего два судна – «Ямал» и «50 лет Победы».

- А как обстоит дело с «обыкновенными» ледоколами?

- Очевидная проблема неатомного ледокольного фота России – солидный возраст. Кроме того, практически все дизельные и дизель-электрические ледоколы были построены за рубежом. Поэтому строительство новых неатомных ледоколов могло бы стать второй серьезной проблемой флота. Однако обе проблемы уже начала решать Объединенная Промышленная Корпорация. Построенные на верфях ОПК дизель-электрические ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург» стали первыми, построенными на отечественных заводах более чем за 30 лет.

Оба судна, построенные по одному проекту, во многом новаторские. Их корпуса спроектированы с учетом новых технологических разработок по снижению энергозатрат на разрушение льда и улучшению эксплуатационных качеств судна. Ледоколы водоизмещением около 10 тыс. тонн каждый оснащены двумя полноповоротными винторулевыми колонками, что обеспечит им повышенную маневренность. Уникальное устройство движительного комплекса позволяет судам с большей эффективностью расширять и расчищать ледовый канал. Ледоколы рассчитаны на толщину проходимого льда более метра.

- Как можно оценить потребности России в ледокольном флоте – как атомном, так и неатомном?

– По оценкам экспертов вице-премьера Сергея Борисовича Иванова, который возглавляет Морскую коллегию при правительстве России, речь должна идти о 80 транспортных судах ледового класса, из них 14 ледоколов – как атомных, так и дизель-электрических.

В «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» масштабы намеченного ледокольного строительства были расширены. В документе говорится, цитирую: «Всего для выполнения прогнозируемых объемов работ на период до 2030 г. по транспортировке углеводородов континентального шельфа России потребность в специализированных транспортных судах арктического плавания составляет – около 90 единиц суммарным дедвейтом около 4 млн. тонн и обслуживающего флота – около 140 единиц. Кроме того, необходимо будет построить 10 – 12 новых ледоколов (в совокупности с ледоколами различных типов, которые будут обеспечивать транспортные морские перевозки, их потребуется более 40 единиц)».

- Насколько готовы российские судостроители к таким объемам?

- Могу отвечать только за предприятия Объединенной Промышленной Корпорации. Они имеют уникальный для России и всего мира опыт строительства ледоколов с атомными энергетическими установками, стали отечественными первопроходцами в деле сооружения дизель-электрических ледоколов. Кроме того, как я уже говорил, проводит глубокую модернизацию своих производственных мощностей. По сути, ОПК сможет самостоятельно и на доказанном высоком уровне выполнить ледокольную судостроительную программу страны.

- Какие ожидания у вас от форума “Морская индустрия России”?

Форум «Морская индустрия России» должен стать ярким отчетом российских корабелов и наглядной демонстрацией их возможностей на мировой арене. Последние годы стали точкой отсчета новой эры в развитии отечественного военного кораблестроения и гражданского судостроения. Российские конструкторы и проектировщики создают передовые технологии, отвечающие последнему слову научной мысли. У ряда разработок нет аналогов в мире. Кораблестроители выполняют масштабные заказы как в интересах ВМФ РФ, так и по линии международного военно-технического сотрудничества, закладывают на стапели новые корабли. Гражданские судостроители успешно выполняют заказы для российских и иностранных заказчиков, наращивают объемы производства, модернизируют свои мощности, возводят новые комплексы по строительству крупнотоннажных судов. Базисом наметившегося подъема служит активное развитие государственно-частного партнерства в судостроении, большой интерес к отрасли со стороны органов власти, меры по ее государственной поддержке. Вместе с развитием судостроения активизируется и работа смежных отраслей. От имени Объединенной Промышленной Корпорации хочу пожелать участникам форума успешной и плодотворной работы, новых перспективных контактов, заключения взаимовыгодных договоров!

Для участия и добавления комментариев, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь в системе